Василий гуцуляк

Гуцуляк В.Н. | Электронный научный журнал «Транспортное право и безопасность»

Василий гуцуляк

Гуцуляк Василий Николаевич

УДК: 341.24

Гуцуляк Василий Николаевич – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник Морского флота, президент Ассоциации международного морского права, gutsul@inbox.ru

Аннотация. Одна из особенностей обучения будущих командиров транспортного флота по программам высшего образования заключается в том, что наряду с образовательными дипломами они должны получать еще и профессиональные дипломы для занятия той или иной должности на судне.

указанных программ, требования к квалификации, порядок выдачи таких дипломов (дипломирование), минимальные стандарты компетентности и другие сопутствующие вопросы регулируются не только и не столько российским законодательством, сколько нормами международного права, которые содержатся в специальных международных договорах — транспортных конвенциях.

роль в их числе принадлежит Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., существенно измененной и дополненной в 1995 и 2010 гг. Эта Конвенция известна среди специалистов под аббревиатурой ПДМНВ (иногда — ПДНВ). Ее участницей является и Российская Федерация.

В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Судовождение» 2018 г. устанавливает, что программа специалитета в данной области реализуется с учетом требований Конвенции ПДМНВ и Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г.

Согласно требованиям Конвенции ПДМНВ одна из важнейших дисциплин, которая должна изучаться будущими профессиональными моряками, — это морское право. Без глубокого знания положений морского права будущему офицеру транспортного флота не может быть выдан профессиональный диплом.

В первую очередь, именно в этом смысле морское право является конвенционной учебной дисциплиной. В статье исследуется генезис конвенционных требований к уровню подготовки моряков, в том числе и в части, касающейся морского права. Основное внимание здесь уделяется Конвенции ПДМНВ, которая прошла серьезную эволюцию с момента ее заключения в 1978 г.

до последующей модернизации в 1995 и 2010 гг. Автором анализируются положения Кодекса ПДМНВ, которые касаются требований, предъявляемых к квалификации командиров флота в области морского права, рассматриваются в связи с этим основные минимальные стандарты компетентности.

В результате резюмируется, что требования к знанию положений морского права в том или ином объеме проходят красной нитью при оценке квалификации кандидатов на получение профессиональных морских дипломов как на уровне управления (капитаны и старший командный состав судов), так и на уровне эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики). В заключительной части статьи представлены основные выводы по исследуемой тематике.
Статья целиком →

УДК: 341.9

Гуцуляк Василий Николаевич – доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), gutsul@inbox.ru

Аннотация. Основным документом в процессе «документарной» продажи товара традиционно выступает коносамент — универсальный многоцелевой документ, используемый исключительно при перевозках грузов морским либо внутренним водным транспортом.

Как показывает практика, например, при аккредитивных сделках банки, являющиеся важным звеном в договоре купли-продажи товара, негативно относятся к так называемым «нечистым» коносаментам, содержащим определенные оговорки, предпочитая получить комплект документов, которые включают только «чистые» коносаменты.

В статье в первую очередь анализируются оговорки, которые могут быть внесены в коносамент, представляют собой односторонние заявления перевозчика по тем или иным вопросам исполнения договора морской перевозки и не требующие согласования с грузоотправителем.

Юридическое значение оговорок, вносимых в коносамент, заключается в том, что они направлены на защиту перевозчика от ответственности за могущими быть неточными или ложными сведения, представленные отправителем груза.

Однако негативные правовые последствия включения в коносамент оговорок заключаются в том, что они в существенной степени снижают доказательственную силу коносамента. В статье показано, что не любая оговорка, внесенная в коносамент, делает его «нечистым».

В связи с этим исследуются положения ряда международных конвенций, регулирующих правовой режим морской перевозки груза, а также банковская практика, воплощенная в унифицированных правилах, которые получили отражение в публикациях Международной торговой палаты. Рассматривается также важный практический вопрос о целесообразности использования перевозчиком практики выдачи «чистых» коносаментов при наличии сомнений в надлежащем состоянии груза в обмен на предоставление отправителем гарантийных писем, предусматривающих возмещение потенциальных убытков перевозчику при сдаче груза получателю.

Статья целиком →

УДК: 341.255.5

Гуцуляк В. Н. – доктор юридических наук, профессор, Почетный работник Морского флота, gutsul@inbox.ru

Аннотация. Морской транспорт является одной из важнейших «кровеносных артерий» современной мировой экономики. По оценке специализированного учреждения ООН — Международной морской организации (ИМО) более 80% объема мировой торговли обеспечивает судоходство. Кроме того, миллионы туристов сегодня пользуются морскими круизными судами и паромами.

Согласно данным Ллойда — авторитетной страховой корпорации — морские суда перевозят порядка 90% торговых грузов.

Для России, традиционно являющейся одной из ведущих морских держав, имеющей самую большую в мире протяженность морской границы (38 807 км) и побережье которой омывается водами 12 морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, и внутреннего Каспийского моря, морской транспорт имеет жизненно важное значение.

В то же время деятельность морского транспорта сопряжена с необходимостью его зашиты от различного рода внешних угроз, среди которых наибольшую потенциальную опасность представляют морское пиратство и терроризм. Поэтому статья посвящена анализу правовых средств, используемых в борьбе с пиратством и терроризмом на морском транспорте.

Раскрываются содержание дефиниций морского пиратства и терроризма. Обосновывается вывод о необходимости внесения изменения в ст. 227 УК РФ, касающуюся пиратства. Рассмотрены принципиальные отличия и общие признаки пиратства и терроризма. Анализируются положения Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в части, касающейся морского транспорта.

Статья целиком →

Источник: http://trans-safety.ru/tag/author-gutsulyak-v-n/

Эксперт объяснил причины инцидента с американским эсминцем

Василий гуцуляк

https://ria.ru/20201124/korabl-1586156284.html

Эксперт объяснил причины инцидента с американским эсминцем

Эксперт объяснил причины инцидента с американским эсминцем

Инцидент в заливе Петра Великого является нарушением со стороны Америки, поскольку только США не признаёт объявление этой территории историческими внутренними… РИА Новости, 24.11.2020

2020-11-24T19:49

2020-11-24T19:49

2020-11-25T14:41

россия

министерство обороны рф (минобороны рф)

приморский край

сша

в мире

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/0b/18/1586104354_0:0:1000:563_1920x0_80_0_0_83139af2781308ec83e3a9355d8a5cb3.jpg

МОСКВА, 24 ноя – РИА Новости. Инцидент в заливе Петра Великого является нарушением со стороны Америки, поскольку только США не признаёт объявление этой территории историческими внутренними водами РФ, заявил РИА Новости эксперт по морскому праву, доктор юридических наук, профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.

Он объяснил, что в соответствии с международным обычаем, залив Петра Великого, относится к внутренним водам РФ, поскольку является историческим.

“Международный обычай – это правило поведения, которого придерживается государство, и которое письменно нигде не закреплено”, – отметил эксперт, добавив, что еще Российская империя, а затем и Советский союз подтвердили статус залива Петра Великого (ранее назывался залив Виктория) как исторических вод РФ.”Это означает, что это не территориальное море, хотя американцы считают иначе.

Если бы залив являлся территориальным морем, то любое судно могло бы осуществлять там право мирного прохода”, – говорит Гуцуляк. Отвечая на вопрос о принадлежности залива к внутренним водам РФ, он отметил, что существует несколько определяющих это критериев.

“Во-первых, важное экономическое и стратегическое значение для государства, во-вторых, принадлежность прибрежному государству согласно историческим основаниям и, в третьих, отсутствие возражений со стороны других государств.

США и Великобритания осторожно высказывались на этот счёт и в явном виде лишь Америка не признала объявление залива Петра Великого историческим”, – рассказал эксперт, добавив, что большинство государств считают, что этот залив является историческими внутренними водами России.

Минобороны РФ во вторник сообщило, что эсминец “Джон Маккейн” на два километра зашел в российские территориальные воды в заливе Петра Великого. После получения предостережения от большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота РФ “Адмирал Виноградов”, американский корабль сразу вышел в нейтральные воды.”Заход на акваторию залива – это не случайность.

Военные корабли определяют и рассчитывают своё местоположение с точностью до метра. Другое дело, что США объявили заход “Джона Маккейна” операцией по демонстрации свободы судоходства”, – считает Гуцуляк.В целом, эксперт не видит трагедии в произошедшем инциденте, добавив, что при необходимости РФ может обратиться в суд ООН.

“Считаю, что никакой трагедии в этом нет и уверен, что на дипломатическом уровне инцидент будет исчерпан. Тем не менее, чтобы поставить точку в этом споре, наверно, идеально было бы обратиться в Международный суд ООН.

Хотя думаю, что такое единичное нарушение режима иностранным военным кораблём не является основанием для того, чтобы мы обращались в международные инстанции”, – считает Гуцуляк.Командование Седьмого флота США впоследствии заявило, что эсминец проводил операцию по обеспечению свободы судоходства. Там сообщили, что США не соглашаются с заявлением России, что залив Петра Великого – это “историческая бухта”, согласно международным законам.

В заявлении утверждается, что система, согласно которой залив Петра Великого является частью российских территориальных вод, была объявлена властями Советского союза в 1984 году.

https://radiosputnik.ria.ru/20201124/esminets-1586139193.html

https://ria.ru/20201124/video-1586134796.html

россия

приморский край

сша

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/18/1586104354_24:0:976:714_1920x0_80_0_0_4270633a588b5eaf01fd6b9075abb8a2.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, министерство обороны рф (минобороны рф), приморский край, сша, в мире

МОСКВА, 24 ноя – РИА Новости. Инцидент в заливе Петра Великого является нарушением со стороны Америки, поскольку только США не признаёт объявление этой территории историческими внутренними водами РФ, заявил РИА Новости эксперт по морскому праву, доктор юридических наук, профессор Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.Он объяснил, что в соответствии с международным обычаем, залив Петра Великого, относится к внутренним водам РФ, поскольку является историческим.

“Международный обычай – это правило поведения, которого придерживается государство, и которое письменно нигде не закреплено”, – отметил эксперт, добавив, что еще Российская империя, а затем и Советский союз подтвердили статус залива Петра Великого (ранее назывался залив Виктория) как исторических вод РФ.

“Это означает, что это не территориальное море, хотя американцы считают иначе. Если бы залив являлся территориальным морем, то любое судно могло бы осуществлять там право мирного прохода”, – говорит Гуцуляк. Отвечая на вопрос о принадлежности залива к внутренним водам РФ, он отметил, что существует несколько определяющих это критериев.

“Во-первых, важное экономическое и стратегическое значение для государства, во-вторых, принадлежность прибрежному государству согласно историческим основаниям и, в третьих, отсутствие возражений со стороны других государств.

США и Великобритания осторожно высказывались на этот счёт и в явном виде лишь Америка не признала объявление залива Петра Великого историческим”, – рассказал эксперт, добавив, что большинство государств считают, что этот залив является историческими внутренними водами России.

Минобороны РФ во вторник сообщило, что эсминец “Джон Маккейн” на два километра зашел в российские территориальные воды в заливе Петра Великого. После получения предостережения от большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота РФ “Адмирал Виноградов”, американский корабль сразу вышел в нейтральные воды.

“Заход на акваторию залива – это не случайность. Военные корабли определяют и рассчитывают своё местоположение с точностью до метра. Другое дело, что США объявили заход “Джона Маккейна” операцией по демонстрации свободы судоходства”, – считает Гуцуляк.

В целом, эксперт не видит трагедии в произошедшем инциденте, добавив, что при необходимости РФ может обратиться в суд ООН. “Считаю, что никакой трагедии в этом нет и уверен, что на дипломатическом уровне инцидент будет исчерпан.

Тем не менее, чтобы поставить точку в этом споре, наверно, идеально было бы обратиться в Международный суд ООН.

Хотя думаю, что такое единичное нарушение режима иностранным военным кораблём не является основанием для того, чтобы мы обращались в международные инстанции”, – считает Гуцуляк.

Командование Седьмого флота США впоследствии заявило, что эсминец проводил операцию по обеспечению свободы судоходства.

Там сообщили, что США не соглашаются с заявлением России, что залив Петра Великого – это “историческая бухта”, согласно международным законам.

В заявлении утверждается, что система, согласно которой залив Петра Великого является частью российских территориальных вод, была объявлена властями Советского союза в 1984 году.

Источник: https://ria.ru/20201124/korabl-1586156284.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.