Размер ущерба при дтп

Возмещение ущерба при ДТП: кто выплачивает потерпевшему

Размер ущерба при дтп

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией. Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили. Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП: в каких случаях платит виновный

Парадоксально, но особенно у опытных шофёров, никогда не допускавших аварий, после первого столкновения возникает вопрос: если я виновник ДТП, кто оплачивает ущерб потерпевшему?

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником закон определяет как общее правило: что не застраховано, то страховщиком не оплачивается. «По умолчанию» виновный водитель должен платить, но если у него есть полис, то ему придётся заплатить сверх той суммы, которую не покрыла страховка, а от остального он будет избавлен.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Конституционный суд в 2017г. разрешил взыскивать с виновных разницу между деньгами, которые были перечислены за счёт страховой компании, и затратами на ремонт, которые были необходимы, но не оплачивались страховщиком из-за коэффициента износа авто и заменяемых деталей, который понижает страховую выплату.

Таким образом, у пострадавшего есть возможность запросить плату тремя различными способами:
  1. У страховой компании.
  2. У виновного.
  3. У обоих лиц.

Выбор, чей страховщик будет платить, принадлежит потерпевшему: он вправе подать заявление страховщику виновного, а может потребовать от своего прямого покрытия убытков. С 2017 года прямое перечисление действует и в тех ситуациях, если столкнулось более двух автомобилей.

Процедура возмещения ущерба ДТП в натуре – в виде ремонта стала основным видом возмещения с 2017г. Авторизованные центры выполняют ремонт по направлению страховщика, а уже им деньги перечисляются из компании. Исключение оставлено для иностранных туристов, поскольку у них нет времени для ожидания ремонта машины.

Такой же льготой пользуются и украинские шофёры из восточных районов Донецкой и Луганской области. Признание водительских удостоверений ДНР и ЛНР позволяет жителям Донецкой и Луганской областей получать страховку ОСАГО по данным документам.

Работа по возмещению ущерба после ДТП в виде ремонта проводится в срок не более месяца со дня передачи машины в ремонт.

Авария может привести к повреждению не только автомобиля, но и груза, и иного имущества. Гражданский кодекс требует от виновного возмещать убыток в полном объёме, но допускает и снижение ответственности, если виновный малообеспечен и не сможет расплатиться по долгу.

Эта норма, предусматривающая возможное уменьшение ответственности, носит характер защиты граждан от неблагоприятных обстоятельств, например, когда в результате аварии разбивается партия ценного алкоголя.

В свою очередь, перевозчик и отправитель должны помнить о том, что они могут взыскать не весь убыток, который понесли, и принимать меры предосторожности: страховать груз, помещать его в мягкую упаковку и т.п.

У водителей, которые ездят не имея договора ОСАГО, в ситуации столкновения не по их вине возникает вопрос: выплатит ли им деньги страховая компания нарушителя, если они сами как потерпевшие не имеют полиса? Ответ положительный: хотя езда без ОСАГО является административным правонарушением, она не лишает водителя права на компенсацию материального убытка.

Однако в этой ситуации водитель без полиса не сможет получить прямую оплату от своего страховщика, а будет вынужден обращаться к компании нарушителя.



Возмещение морального вреда

Как уже было сказано выше, оплата сверх страховой суммы законом не предусмотрена, поэтому если повреждения машины оказались дороже 400 тысяч рублей (на 2018г.), разницу виновник будет платить из своего кармана, если у него нет покрытия ДСАГО. Но дорожное происшествие способно принести не только материальный убыток.

Если люди не пострадали, но опоздали из-за аварии на самолёт и лишились отдыха, они вправе взыскать компенсацию стоимости пропавшей путёвки и моральный осадок от испорченного отпуска.

В случае, если столкновение закончилось трагически, и виновник понёс уголовную ответственность, родственники погибшего также могут предъявить ему гражданский иск. Он подаётся в рамках уголовного дела, и ещё до направления дела в суд потерпевшие могут ходатайствовать перед следователем о наложении ареста на имущество обвиняемого.

Необходимо отметить, что российские суды к требованиям компенсации морального страдания подходят достаточно скептически и не удовлетворяют требования на большие суммы, кроме гражданских исков в рамках уголовного дела с гибелью людей.

Удовлетворённые исковые требования о компенсации морального страдания можно расположить от большего к меньшему следующим образом:

  • требования родственников погибшего;
  • претензии травмированных;
  • компенсация за сорванные отпуск, отдых;
  • иные требования.

Так, например, в 2015г. по приговору Кромского районного суда в отношении гражданина Ефимова, осуждённого за аварию с гибелью женщины, на преступника была возложена обязанность выплатить трём родственникам женщины по миллиону рублей. Приговор был обжалован, но Курский областной суд оставил взысканную сумму без изменения.

Для сравнения: Миякинский районный суд в 2019 г. взыскал с гражданина Султанова за тяжкий урон здоровью потерпевшего компенсацию в сумме 50 тысяч рублей.

Оценка морального урона всегда остаётся условной величиной, потому что вернуть погибшего невозможно никакими деньгами. Предполагается, что на полученные деньги потерпевший сможет наладить свою жизнь и постепенно пережить стресс.

В уголовном процессе по делам о дорожных происшествиях адвокаты советуют подзащитным по возможности полно удовлетворять требования потерпевших, поскольку заглаживание вреда является смягчающим обстоятельством и помогает избежать колонии.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Лёгкий и средний вред здоровью влечёт ответственность по КоАП, тяжкий – по УК. Судебный акт, в котором установлен факт вреда здоровью, будет обязательную силу для суда при рассмотрении дела о компенсации потерь. В административном деле виновность влечёт штраф, а в гражданском – выплату компенсации потерпевшему.

Максимальный размер выплаты установлен в законе: 400 тысяч за повреждение машины и 500 тысяч за вред здоровью и жизни.

В случае возбуждения уголовного дела по ст.264 УК РФ стоимость медицинской помощи может быть взыскана с виновного. Взыскателем в таких случаях выступает страховая организация, которая возмещала больнице расходы по ОМС. Если пострадавший лечился за государственный счёт, заявление в интересах государства предъявляет прокурор.

Если вопрос о размере вреда не рассматривался параллельно с производством по УК или КоАП, то к исковому заявлению нужно приложить соответствующий судебный акт, в котором будут изложены обстоятельства.

Право на оплату урона здоровью имеют:

  • потерпевший, который был вынужден лечиться за свой счёт;
  • страховая, оплатившая лечение;
  • государство, оказавшее бесплатную экстренную помощь.

В случае очень высоких расходов на лечение ответчик может их оспорить, если докажет, что они не были необходимыми.

После вынесения судебного решения и получения исполнительного листа из-за недостатка доходов у должника или их сокрытия взыскание может затягиваться. В этом случае можно подать ходатайство об индексации присуждённой выплаты.

Исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

Автострахование считается убыточным, и компании стараются по возможности не выплачивать всю заявленную пострадавшим сумму. Даже «Росгосстрах» отказывал в выплатах и был регулярным ответчиком в судах. Например, в апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда в 2018 году каждый месяц рассматривалось несколько требований к «Росгосстраху».

Досудебный претензионный порядок по страховым спорам не является обязательным, но желательно пройти и стадию направления досудебной претензии. Если ответчик просрочивает выплату, на задержанную сумму начисляется пеня. К иску нужно приложить расчёт взыскиваемой суммы, в котором складывается урон, проценты, оценка нематериального урона.

Истец вправе требовать оплату судебных расходов, возместить оплату работы юриста, компенсировать расходы на экспертизу, но эти расходы не входят в цену иска. К судебным расходам также относится госпошлина, которую платит истец; но если иск подаётся к организации и требуется сумма меньше миллиона рублей, то по закону «О защите прав потребителей» такой иск госпошлиной не облагается.

Гражданский кодекс содержит правило о том, что срок исковой давности равен трём годам, но для страховых споров исковая давность снижена до двух лет. Если страхователь подал страховому агенту недостоверные документы, например, талон техосмотра, страховая вправе выдвинуть встречный иск о признании договора ничтожным.

В шапке искового заявления следует указать:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца и ответчика с адресами.
  3. Цену иска.

Если иск подаётся к физическому лицу и не подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», сразу же после цены иска указывается госпошлина (её можно посчитать при помощи калькулятора на сайте суда). Под наименованием суда подразумевается название районного/городского суда (например: «Приокский районный суд Нижнего Новгорода») или участок мирового судьи (для исков до 50 тысяч рублей).

Иск или соглашение о возмещении

В калькулятор страховки закладывается статистика аварий: виноватая сторона ухудшает коэффициент аварийности и в следующий год ей придётся заплатить взнос в большем размере. Этот коэффициент «бонус-малус» (латинское: «хороший-плохой») сокращённо называется КБМ и является ключевым при расчёте страховой премии.

Полис ОСАГО является обязательным документом для управления автомобилем. Автовладельцам можно дать совет: застраховывать ответственность всех членов семьи, которые водят семейную машину, даже если кто-то делает это пару раз в год.

Стоимость полиса закладывается в ежегодные автомобильные расходы, она сравнительно невелика, но может по-настоящему выручить в случае аварии.

Своего работника может застраховать работодатель: полис будет действовать несмотря на то, что страхователь и водитель разные лица.

Начало действия страхового договора устанавливается следующим днём после оплаты взноса: если полис оплачен 31 января, то договор страхования действует с 1 февраля.

Договор в электронном виде может быть распечатан в нескольких экземплярах, чтобы не восстанавливать, если один затеряется, будет украден из салона или обветшает. Чек об оплате в безналичном порядке подтверждает факт заключения договора.

В простых ситуациях используется европротокол, но для этого должен отсутствовать вред здоровью людей (включая пешеходов) и пострадали только два застрахованных автомобиля. Если пострадали два автомобиля, но застрахована только ответственность нарушителя, его СК всё равно выплатит деньги потерпевшему. Когда вина очевидна, а вмятины невелики, можно заполнить бланк и отослать его страховщикам.

Бланки для европротокола должны прилагаться к полису ОСАГО, но не все агенты их выдают, поэтому их можно найти на официальном сайте РСА и распечатать, чтобы они всегда лежали в салоне.

В бланке извещения есть условные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла; место повреждения указывается стрелкой. В поле на обороте бланка обязательно указать обстоятельства дорожного происшествия. Предполагается, что шофёр ведёт себя должным образом: находится в трезвом состоянии; отметка об этом делается в специальном поле.

В случае, если не удалось подписать европротокол, нужно не уезжать с места аварии и дождаться приезда патруля ГИБДД. Даже если две машины встали в транспортном потоке, лучше выждать полчаса, чтобы доехал патруль и сфотографировал положение машин; это не даст страховой оснований взыскивать убыток в порядке регресса.

Спорная ситуация: кто возмещает ущерб при ДТП виновник или страховая компания, возникает при ненадлежащем оформлении документов.

Если водитель забыл уведомить организацию о произошедшем, это может выступить основанием для отказа в выплате. Организация при этом сошлётся на «Правила ОСАГО» от 2014г.

, согласно которым водители должны сообщать о столкновении в свои страховые организации в течение пяти рабочих дней с того дня, как оно случилось.

Если у кого-то из шофёров есть номер так называемого «аварийного комиссара», желательно вызвать его к месту происшествия.

При обоюдной вине разумнее всего заключить на месте соглашение о взаимном отказе от претензий. Таким образом водители избегают повышения стоимости полиса из-за увеличения коэффициента КБМ.

Если неясен размер урона (больше или меньше верхней границы для европротокола), лучше вызвать ГИБДД. С 1 июня 2018г. максимальная выплата по европротоколу поднята с 50 до 100 тысяч рублей.

В зависимости от сложности ситуации можно рекомендовать водителям следующие варианты действий:

  • урон минимален – расчёт на месте с сохранением КБМ;
  • не очень велик – оформление европротокола;
  • чувствителен – вызов аварийного комиссара;
  • вблизи или свыше 100 тысяч рублей – вызов ГИБДД.

После того, как в первом варианте потерпевший автовладелец получает деньги на покраску автомобиля или замену пострадавшего элемента, виновный шофёр вправе получить расписку о том, что потери возмещены, и потерпевший претензий не имеет. Интересы страховой компании при этом не страдают, т.к. она не выплачивает компенсацию.

Подача искового заявления оставляет истцу и ответчику право заключить мировое соглашение в суде.

Зачастую мировое соглашение – это оптимальный способ уменьшить судебные риски, избежать расходов на экспертизу, рецензию и т.п. При многомесячном рассмотрении дела в суде и гонорары адвокатам неизбежно растут.

При наличии возможностей в семейном бюджете хорошим дополнением к ОСАГО выступают ДСАГО и КАСКО.

Источник: https://avtoved.com/dtp/vyplaty/vozmeschenie-uscherba

Как уменьшить и доказать сумму ущерба при ДТП: практические советы

Размер ущерба при дтп

БЛОГ

Особенности баллистической экспертизы

Баллистическая экспертиза — это исследование огнестрельного оружия, которым был убит …

БЛОГ

Когда и зачем полезно проводить криминалистическую экспертизу автомобиля?

Сотни россиян ежегодно покупают новые и старые автомобили. В новых …

БЛОГ

Что представляет собой фоноскопическая экспертиза?

Независимое экспертное исследование, проводимое в рамках судебного процесса, сегодня является …

БЛОГ

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП

Транспортно-трасологическая экспертиза-это исследование совокупности всех следов и признаков, оставленных на …

БЛОГ

Судебная лингвистическая экспертиза текста: назначение, задачи, сроки

Основной задачей лингвистического исследования является толкование текста, определение его смысла. …

БЛОГ

Зачем нужен адвокат по уголовным делам

В жизни случаются самые неожиданные ситуации. К сожалению, обвиняемым может …

БЛОГ

Назначение финансово-экономической экспертизы

Финансово-экономическая экспертиза – это набор исследований, цель которых заключается в …

БЛОГ

Химическая экспертиза — оценка и анализ различных веществ

Характеристика различных товарных групп и отдельных изделий включает в себя …

БЛОГ

Судебная психологическая экспертиза преступной группы

Судебная психологическая экспертиза преступной группы проводится в тех случаях совершения …

БЛОГ

Экспертиза следов орудий взлома

Проведение экспертизы следов орудий взлома позволяет определить, какие инструменты использовались …

БЛОГ

Экспертиза холодного и метательного оружия

В уголовных делах, в которых каким-либо образом фигурирует холодное или …

БЛОГ

Автороведческая экспертиза в криминалистике

Криминалистика часто сталкивается с необходимостью установить автора текста, как рукописного, …

БЛОГ

Какие вопросы ставятся при автороведческой экспертизе

Нужно идентифицировать личность автора анонимки? А может быть, хотите определить …

БЛОГ

Экспертиза в уголовном процессе

Проведение судебной экспертизы является неотъемлемой и очень важной частью следственного …

БЛОГ

Документы и материалы для проведения экспертизы

Довольно часто в ходе судебных процессов и следственных мероприятий проводится …

БЛОГ

Экспертиза давности написания гелевой ручкой

Установление давности создания документа является одной из видов криминалистической экспертизы, …

БЛОГ

Возможности автороведческой экспертизы

В судебной практике часто приходится сталкиваться с анонимными письмами, или …

БЛОГ

Признаки подделки подписи

Подделка подписи встречается довольно часто. Ее можно обнаружить в бухгалтерской …

БЛОГ

Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовного дела

Криминалистическая медицинская экспертиза – весьма востребованная процедура. Но выполнить подобное …

БЛОГ

Повторная почерковедческая экспертиза

Поводом для назначения повторной экспертизы может служить сомнение в результатах …

БЛОГ

Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой

Почерковедческая экспертиза осуществляет проведение ряда криминалистических исследований, требующих специализированных знаний, …

БЛОГ

Иногда в ходе судебного расследования возникает необходимость в получении заключения …

БЛОГ

Как проводится почерковедческая экспертиза

При рассмотрении различных уголовных и гражданских дел часто возникает необходимость …

БЛОГ

Как оспорить почерковедческую экспертизу

К судебным экспертам часто поступают жалобы клиентов по поводу неверно …

БЛОГ

О проведении фоноскопической экспертизы

О назначении фоноскопической экспертизы в деле о подмене приговора судьей. …

БЛОГ

Как уменьшить и доказать сумму ущерба при ДТП: практические советы

Сегодня мы расскажем Вам о тех необходимых действиях, которые нужно …

БЛОГ

Популярные направления исследований, запрашиваемые у нас

Выполнение независимой судебно-криминалистической экспертизы – очень востребованная услуга. Существует множество …

БЛОГ

Вид трасологического следа и его криминалистическое значение

Трасологическая экспертиза – исследование, направленное на установление типа следов, их …

БЛОГ

Комплексная экспертиза документов

Технико-криминалистическая экспертиза документов – множество различных направлений. Многие заказчики запрашивают …

БЛОГ

Лингвистическая и почерковедческая экспертиза в уголовном процессе

Лингвистическая экспертиза – исследование для речевых продуктов, направленное на тщательное …

БЛОГ

Производство судебной экспертизы по уголовным делам

Судебные исследования всегда пользуются спросом. Они проводятся для сбора дополнительной …

БЛОГ

Осуществление экспертизы документов

Криминалистическое исследование экспертизы документов осуществляется для установления ряда параметров. Среди них: …

БЛОГ

Экспертиза возраста бумаги

Не только осуществляется судебная экспертиза подписи. Есть и масса других …

БЛОГ

Сроки проведения экспертизы после ДТП

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП необходима для сбора дополнительной информации об …

БЛОГ

Судебная экспертиза речи и авторов текста

Судебная автороведческая экспертиза – востребованная процедура среди заказчиков. Проводится она …

БЛОГ

Независимая медицинская экспертиза состояния здоровья

Когда нужна помощь адвоката по уголовным делам, нередко приходится запрашивать …

БЛОГ

Профессиональное исследование документов – популярные направления

Криминалистическая экспертиза документов – исследование, направленное на изучение всех возможных …

БЛОГ

Какие виды экспертиз пользуются спросом у клиентов

Криминалистическая экспертиза – выполнение различных исследований для сбора дополнительной информации, …

БЛОГ

Криминалистическая экспертиза следов и другие востребованные направления

Не только нужна помощь адвоката по уголовным делам. Нередко необходимо …

БЛОГ

Какие исследования могут потребоваться для автолюбителей?

Не только проводится трасологическая экспертиза следов обуви, но и автомобильных …

БЛОГ

Исследование документов – комплекс услуг, которые направлены на определение конкретных …

БЛОГ

Выполнение экспертизы документов – какие виды проверки могут потребоваться?

Документы часто подвергаются изучению. Они нередко подделываются, происходит оспаривание бумаг. …

БЛОГ

Установление личности по документам, фото и видеоматериалам

Криминалистическая экспертиза – исследование с проведением изучения различных доказательств. Она …

БЛОГ

Трасология или «таинственный след»

Одним из самых больших разделов криминалистики по праву является трасология, …

БЛОГ

Первый день весны отличается от всех остальных, ведь он вмещает …

БЛОГ

Проведение различных исследований требует значительного опыта и времени. Поэтому так …

БЛОГ

Проверка бумаг часто проводится специалистами. В рамках следствия или судебного …

БЛОГ

Профессиональная экспертиза во время суда – какие направления существуют?

Проведение экспертизы во время судебных разбирательств осуществляется для сбора определенной …

БЛОГ

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП часто проводится специалистами. Необходимо определить возможные …

БЛОГ

Портретная экспертиза в Москве

Во время проведения судебных заседаний по делам, связанным с разбоями, …

БЛОГ

Судмедэкспертиза изнасилования. Порядок проведения

131 статья Уголовного кодекса Российской Федерации в термине «изнасилование» подразумевает …

БЛОГ

Лингвистическая экспертиза экстремистских материалов

Лингвистическая экспертиза экстремистских материалов — инновационный вид исследования, которое направлено …

БЛОГ

Проведение экспертизы для определения давности написания или составления документа входит …

БЛОГ

Экспертиза подписи для суда. Что это и как её проводить?

Экспертиза подписи для суда проводится по двум направлениям — диагностике …

БЛОГ

Экспертиза давности написания

Экспертиза давности написания документа обычно проводится для того, чтобы определить, …

БЛОГ

Причины проведения судебно речеведческой экспертизы

Если вы обратились в суд для того, чтобы доказать неправоту …

Источник: https://criminal-expert.ru/dokazat-summu-usherba-pri-dtp/

Методика оценки ущерба при ДТП, определение размера ущерба при ДТП

Размер ущерба при дтп

Как показывает судебная практика, страховые компании все чаще и чаще занижают, либо вообще отказывают в выплате страхового возмещения. Первым этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Она необходима для того, чтобы установить среднерыночную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

Оценку ущерба после ДТП осуществляет и сам страховщик, но, как правило, у данных экспертов нет соответствующего образования, предусмотренных законодательством РФ, следовательно, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим доказательством расчета ущерба после ДТП. Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно известить страховщика телеграммой о:

  • месте;
  • дате;
  • времени проведения оценки ТС.

Но в данном случае, скорее всего, страховщик не упустит своего шанса и неправомерно откажет в выплате страхового возмещения по причине не предоставления на осмотр автомобиля после ДТП.

Как оценить ущерб после ДТП?

Сейчас на рынке существует огромное количество лиц, осуществляющих оценку машин после ДТП, поэтому при выборе независимого оценщика при ДТП на вашем пути встретятся немало «подводных камней».

Прежде чем начать поиск оценщика автомобилей после ДТП, нужно понять, в чем заключается разница между экспертом и оценщиком. Здесь все достаточно просто. Оценщики определяют рыночную стоимость объекта оценки, а эксперты отвечают на такие вопросы, как:

  • наличие и характер технических повреждений ТС;
  • причины возникновения технических повреждений ТС;
  • технология, объем и стоимость ремонта ТС.

Поэтому лучше всего выбирать оценщика, который должен иметь статус, как эксперта, так и оценщика.

Особенности проведения экспертизы по ОСАГО

Проведение оценки после ДТП по страховым случаям по ОСАГО имеют ряд своих особенностей. Согласно ФЗ «Об ОСАГО» для проведения независимой технической экспертизы привлекается ТОЛЬКО эксперт-техник. В соответствии с ФЗ об ОСАГО и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г.

№ 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом—техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам-техникам и аттестации, при положительных результатах, внесенное в государственный реестр экспертов-техников.

Также при оценке авто после ДТП по страховым случаям ОСАГО следует помнить, что в соответствии со ст. 12 п. 19 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба автомобиля на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

Нововведения, о которых необходимо знать

С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.

Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса.

Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля.

Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.

Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.

Выбор места проведения экспертизы

На месте ДТП оценка ущерба это самый идеальный вариант, но не все помнят об этом в стрессовой ситуации, да и не все скрытые повреждения есть возможность осмотреть.

Осмотр автомобиля на месте ДТП очень хорошо подходит для небольших происшествий, когда поцарапано только оперение кузова: крыло, бампер, дверь.

В случаях с более объёмными повреждениями (вмятины на кузове, разбитый бампер) рекомендуется проводить осмотр на территории автосервиса.

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/224-otsenka-ushcherba-avtomobilya-posle-dtp

Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП

Размер ущерба при дтп

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник: https://rg.ru/2017/04/24/verhovnyj-sud-rf-raziasnil-kak-pravilno-ocenit-ushcherb-ot-dtp.html

Ущерб при ДТП: виды вреда, причиняемого в дорожно-транспортном происшествии

Размер ущерба при дтп

Знание и понимание сути и структуры вреда, причиняемого при ДТП, дают возможность потерпевшим требовать и добиваться его полного возмещения и компенсации.

Из определения термина «дорожно-транспортное происшествие», закрепленного ПДД РФ, выделяют ряд характеризующих его признаков, важнейшим из которых является наступление вредоносных последствий.

Вред причиняемый в результате ДТП проявляется в повреждении транспортных средств, сооружений, грузов, иных предметов, представляющих материальную ценность. Нередко в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и страдают люди.

Все эти последствия определяются единым понятием – «ущерб при ДТП».

статьи:

Материальный ущерб при ДТП

Материальный вред (ущерб) связан с лишением или повреждением имущества, иных материальных благ и выражается в денежной сумме.

Применительно к дорожно-транспортным происшествиям вредоносные воздействия направлены на повреждения транспортных средств, перевозимые ими грузы, личные вещи, принадлежащие пассажирам, водителям, пешеходам.

Нередко в ДТП подлежат повреждению сооружения (объекты дорожной сети и инфраструктуры, дома, ограждения и прочее).

Материальный ущерб, за немногими исключениями, определенными в законе «Об ОСАГО», относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 400000 рублей, страховыми компаниями(страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

Также этот вид ущерба подлежит возмещению по договорам комплексного автострахования – КАСКО, согласно правил и условий, определенных страхователями и страховщиками при их заключении. В отличие от страховых случаев по ОСАГО, страховщики по КАСКО возмещают материальный ущерб только страхователям – держателям страховых полисов, вне зависимости от их вины.

Материальный ущерб при ДТП можно условно разделить на три вида:

  • реальный ущерб, который заключается в утрате или повреждении имущества;
  • расходы, которые уже произведены потерпевшим или будут произведены им в будущем, для восстановления поврежденного имущества в доаварийное состояние;
  • упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить потерпевший, при обычных условиях, если бы его право не было нарушено.

Чтобы разобраться с приведенными теоретическими выкладками, приведем простой пример и назовём всё своими «именами».

В ходе дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине дорожной службы, произошло опрокидывание легкового автомобиля – такси, используемого собственником для осуществления пассажирских перевозок. Собственнику транспортного средства был причинен реальный ущерб от повреждения принадлежащего ему автомобиля.

Если автомобиль не будет ремонтироваться, то сумма реального ущерба составит разницу между рыночной ценой аналогичного автомобиля и его продажной стоимостью в поврежденном состоянии.

Если собственник автомобиля сочтёт возможным и необходимым произвести его ремонт, то затраты на его восстановление будут относится к восстановительным расходам.

Нахождение автомобиля на ремонте, безусловно, влечёт для его владельца невозможность эксплуатации и использования в пассажирских перевозках такси, а значит и упущенную выгоду размер которой будет определяться, как произведение дней ремонта на среднесуточную выручку от перевозок такси.

В соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, то есть материальный ущерб, подлежит возмещению в полном объёме (статья 1064 ГК РФ).

Таким образом, при решении вопросов, касающихся возмещения материального ущерба, причиненного при ДТП, всегда является важным правильное и точное определение размера и стоимости причиненного имущественного вреда. Решением этих вопросов занимаются специально подготовленные и квалифицированные оценщики (независимые эксперты).  

Физический вред здоровью при ДТП

Разновидностью вреда при ДТП является так называемый физический вред, который выражается в причинении вреда жизни и здоровью лица.

Большинство вопросов, касающихся возмещения рассматриваемого вида вреда, регулируется главой 59 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.

2010 N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, законодательством об ОСАГО.

Физический вред при ДТП относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 500000 рублей, страховыми компаниями (страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

При причинении человеку увечья или ином повреждении его здоровья в результате ДТП, размер страховой выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150. Суть действующего порядка расчёта размера страховых выплат сводится к определению фиксированного процента от страховой суммы за конкретное телесное повреждение, включенное в утвержденный нормативным актом перечень.

Если же страховая выплата не покрывает причинённый лицу физический ущерб, к которому согласно статьи 1085 ГК РФ относится: утраченный потерпевшим заработок (доход), который потерпевший имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение, то страховщик обязан произвести дополнительную выплату в пределах страховой суммы – 500000 рублей.

Недостающую часть, превышающую указанную страховую сумму, потерпевший вправе взыскать с причинителя вреда либо иного лица, ответственного за его действия.

Моральный вред при ДТП

Моральный вред, причиняемый в результате дорожно-транспортного происшествия, по своей сути, представляет нравственные и (или) физические страдания, от вредоносных последствий дорожной аварии. Объектами, которым причиняется вред являются жизнь, здоровье потерпевшего, а также принадлежащие гражданину имущественные права.

Примерами морального вреда являются нравственные переживания в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать полноценную активную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненными в ДТП телесными повреждениями или иным расстройством здоровья, наступившим в результате перенесенных нравственных страданий. Разумеется, все перечисленные последствия должны состоять в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием.

Действующее законодательство предусматривает возможность компенсации морального вреда при нарушении страховыми компаниями прав потребителей страховых услуг по договорам страхования ОСАГО и КАСКО.

Обычно такие нарушения проявляются в несоблюдении сроков, порядка и размеров страховых выплат при наступлении страховых случаев.

Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы компенсации морального вреда гражданам – потребителям, пострадавшим от последствий ДТП, включает в себя нормы Гражданского кодекса РФ, закона РФ «О защите прав потребителей», закона РФ «Об ОСАГО».    

В соответствии с действующим законодательством, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется потерпевшим.

При определении суммы денежной компенсации, вытекающей из причинения вреда жизни и (или) здоровью потерпевшие должны исходить из:

  • степени тяжести причиненных физических и нравственных страданий;
  • характера и длительности лечения;
  • медицинских показаний о необходимости посттравматической реабилитации;
  • индивидуальных особенностей потерпевшего и (или) его близких родственников (при компенсации морального вреда, причиненного смертью потерпевшего (пол, возраст, семейное положение, профессиональная подготовка, наличие детей на иждивении и пр.);
  • степени вины, как причинителя вреда, так и самого потерпевшего в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда;
  • обстоятельств ДТП;
  • поведения причинителя вреда или лица, ответственного за причиненный вред, как после происшествия, так и в ходе расследования и рассмотрения дела о ДТП;
  • иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Твёрдым и надёжным ориентиром для потерпевших при определении ими сумм требуемой компенсации является судебная практика по делам о взыскании и возмещении компенсации морального вреда (ущерба) при ДТП.  

Следует знать, что окончательное решение вопросов, касающихся денежной компенсации морального ущерба, является компетенцией суда и осуществляется в порядке искового производства.

Рекомендуемая статья по теме:

  • Как взыскать ущерб с виновника ДТП

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/91-ushcherb-pri-dtp-vidy-vreda-prichinyaemogo-v-dorozhno-transportnom-proisshestvii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.