Правила проведения экспертизы дтп

Содержание

Автотехническая экспертиза при ДТП

Правила проведения экспертизы дтп

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель – ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным – КРФ об АП, уголовно- процессуальным – УПК РФ, гражданским процессуальным – ГПК РФ, арбитражным процессуальным – АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно – правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП

Правила проведения экспертизы дтп

Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.

Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.

В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/avtoekspertiza/posle-dtp/poryadok-i-sroki-provedeniya.html

Порядок проведения экспертизы автомобиля

Правила проведения экспертизы дтп

Для того чтобы в максимально сжатые сроки осуществить возмещение ущерба автомобиля после ДТП, или причинения вреда третьими лицами, необходимо пройти независимую экспертизу автомобиля.

При этом необходимо следовать установленным правилам и порядкам ее проведения, чтобы не допустить ошибки в самом начале и не возвращаться к повторной организации оценки причиненного ущерба.

Ниже представлено подробное описание прохождения экспертизы и порядок ее организации.

Как проводится автоэкспертиза и оценка ущерба после ДТП

Независимая автоэкспертиза на сегодняшний день является наиболее востребованным из всех видов оценочных работ. После вступления в силу закона об ОСАГО, в большинстве случаев, ответственность за проведение автоэкспертизы ложится на страховую компанию.

Однако, не всегда точность такой оценки находится на необходимом высоком уровне. Более логично, в данной ситуации, произвести оценку ущерба ДТП в независимой оценочной компании.

При проведении независимой автоэкспертизы необоснованное снижение суммы ущерба, причиненного вашему автомобилю, невозможно, и оценка ущерба ДТП всегда является объективной.

Оценка ущерба, причиненного автовладельцу при повреждении автомобиля, должна производиться с соблюдением законодательства Российской Федерации и действующих нормативных актов.

В случае оценки автомобиля для установления ущерба в следствии ДТП или стихийного бедствия существует определенный порядок проведения экспертизы. Оценка должна производиться до начала каких-либо ремонтных работ с соблюдением всех пунктов порядка проведения экспертизы указанных ниже.

Порядок проведения экспертизы авомобиля и оценки ущерба ДТП

  1. Обратиться в оценочную организацию (независимую автоэкспертизу), имеющую в своем штате специалистов, зарегистрированных в саморегулируемой организации оценщиков.
  2. Согласовать с оценочной организацией (независимой автоэкспертизой) дату, место и время проведения оценки автомобиля.

  3. При наличии других заинтересованных сторон пригласить их на предстоящий осмотр. Уведомить виновника причинения ущерба и страховую компанию о дате, месте и времени проведении осмотра автомобиля телеграммой с уведомлением о вручении.

    (Подробно об отправлении телеграмм)

Данный пункт является особо важным!!! Этот юридический момент проведения оценки ущерба от ДТП, необходим для обеспечения правильного вызова заинтересованных лиц (второго участника ДТП и представителя ЕГО страховой компании) на осмотр аварийного автомобиля.

Заказчику независимой автоэкспертизы необходимо отправить телеграмму с уведомлением о её вручении, а также получить копии отправленных телеграмм, заверенных печатью телеграфного узла.

В случае если другой участник проживает в Вашем городе, то телеграмма должна быть отправлена не позднее, чем за три рабочих дня до проведения осмотра (не считая самого дня проведения осмотра и дня отправки телеграммы), если другой участник иногородний – за шесть рабочих дней.

Вы планируете произвести оценку ущерба автомобиля во вторник на следующей неделе и ваш ответчик проживает в вашем городе. Для этого вам необходимо отправить телеграмму не позднее среды текущей недели.

Другие участники (второй участник ДТП или представитель ЕГО страховой компании) имеют право не явиться на осмотр, но уведомить их о дате, времени и месте проведения экспертизы Вы обязаны. В противном случае, проведенная оценка ущерба может считаться не действительной.

В случае если другой участник не явился в течение получаса (полчаса дается на возможное опоздание участников) после назначенного времени, осмотр автомобиля может проводиться, если Заказчик предъявит документ о своевременном вызове второй стороны (уведомление о вручении телеграммы).

  1. Подготовить автомобиль к осмотру:
  • автомобиль должен быть в чистом состоянии, обеспечивающем выявление дефектов, имеющихся на автомобиле;
  • капот и крышка багажника (дверь задка) должны открываться, если это условие не обеспечивается, согласовать этот вопрос со специалистом-оценщиком в момент согласования даты и времени проведении оценки;
  • багажный отсек, если он находится в зоне повреждения, должен быть пуст. Это необходимо для обеспечения доступа к элементам находящимся в зоне удара и выявления возможных повреждений.
  1. Предоставить автомобиль, документы на автомобиль и документы по факту повреждения в согласованное время на осмотр;
  2. Ознакомиться с результатами проведенного осмотра, занесенными в акт осмотра, и подписать его при отсутствии замечаний.

Оценочная фирма на основании акта осмотра производит расчет величины причиненного ущерба, готовит все необходимые документы и выдает их заказчику.

Примечания:

  • данный порядок проведения экспертизы (независимой автоэкспертизы и оценки ущерба ДТП) регламентирован РД 37.009.015-98 (в отдельных случаях вызов телеграммой не требуется – подробная информация по телефону);
  • стоимость независимой автоэкспертизы (в т.ч. повторной), а также отправленных телеграмм, по представлению необходимых документов подтверждающих затрату денежных средств, подлежит возмещению (в т.ч. по ОСАГО ФЗ № 40 статья 12, часть 5);
  • все работы по независимой автоэкспертизе (в т.ч. осмотр автомобиля) проводятся только дипломированными специалистами;
  • стаж работы наших специалистов более 10 лет;
  • при выдаче отчета независимой автоэкспертизы предоставляется бесплатная юридическая консультация о дальнейших действиях по возмещению ущерба ДТП.

Источник: https://www.grafo77.ru/information/stati/poryadok-provedeniya-ekspertizyi-avtomobilya.html

Порядок проведения авто экспертиза после ДТП

Правила проведения экспертизы дтп

Когда в результате аварии сильно пострадал автомобиль, логичным будет обращение в страховую фирму для возмещения ущерба. Но по одному лишь заявлению никто не станет выплачивать страховые выплаты. Для начала потребуется проведение независимой экспертизы с целью установления точной суммы компенсации.

Необходимость проведения независимой экспертизы

Существуют следующие причины для проведения независимой экспертизы:

  • Оценка независимого эксперта требуется в тех случаях, когда кто-то из участников ДТП стремится узнать реальную стоимость машины после участия в ДТП.
  • Владелец авто, повреждённого в результате ДТП, желает узнать, нет ли каких-либо скрытых повреждений и дефектов, а также узнать точную сумму необходимую для возмещения реального ущерба.
  • Участник ДТП сомневается в результате экспертных которые были проведены ранее, а потому планирует провести встречную экспертизу с участием независимого эксперта.

Многие страховые компании умышленно занижают размеры реального ущерба. Для этого они используют нечестные методы проведения экспертиз.

Так, часто встречаются ситуации, когда у страховой компании есть свои СТО, где в ходе проведения экспертизы могут сильно занизить стоимость ремонтных работ.

В результате суммы страховой компенсации не хватит на восстановление машины после ДТП. Для оспаривания решения эксперта придется обратиться в суд.

Стоимость независимой экспертизы

Независимая экспертиза стоит в среднем от 3 000 рублей. Подробнее о стоимости — в этой статье.

Если владелец автомобиля сам занимается ремонтом автомобилей и знает стоимость ремонтных работ запчастей, он сможет самостоятельно прикинуть примерную сумму ущерба, а затем обратиться к помощи независимого эксперта.

Но часто случается так, что время упущено, заниженная сумма компенсации выплачена, а владелец авто уже ничего не сможет сделать. Независимые эксперты дают объективную оценку материального ущерба автомобиля после ДТП.

Виды экспертиз при ДТП

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Порядок проведения независимой экспертизы

На практике порядок проведения независимой экспертизы выглядит следующим образом.

После того, как произошло дорожно-транспортное происшествие, потерпевший должен обратиться в страховую фирму в установленном порядке. Ему необходимо подать заявление на выплату страховой компенсации. На автовладельца накладывается обязанность предъявить повреждённый автомобиль фирме-страховщику в течение пяти дней с момента ДТП.

Делается это для того, чтобы страховая фирма провела осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля.

В случае, когда после осмотра повреждённого автомобиля у страховой фирмы возникнут какие-либо вопросы по обстоятельствам ДТП, в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате, она сможет за свой счет организовать независимую экспертизу.

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП назначается и проводится в ситуациях, когда у страховщика и потерпевшего появляются разногласия по поводу обстоятельств аварии, размеров восстановительного ремонта после экспертизы страховой компании после ДТП.

Когда страховая компания не провела осмотр поврежденного транспортного средства и не назначила проведение независимой экспертизы, потерпевший сможет самостоятельно обратиться к эксперту с целью поручения дальнейшего осмотра автомобиля, пострадавшего в аварии.

Если есть необходимость, проведение независимой экспертизы назначается повторно. Это происходит в таких случаях, как несогласие потерпевшей стороны с выводами эксперта. Потерпевший вправе самостоятельно стать инициатором проведения повторной независимой экспертизы авто.

Проведение повторной независимой оценки проводится по тем же вопросам, что и были и при первой экспертизе, но проводить ее будет уже другой эксперт.

Согласно общим правилам проведения независимой экспертизы, можно провести также дополнительную независимую экспертизу мотоцикла или авто после ДТП.

Дополнительная оценка автомобиля, пострадавшего в ДТП проводится тогда, когда возникли вопросы, которые требуют экспертного мнения.

Также проведение дополнительной экспертизы необходимо в тех случаях, когда открылись новые обстоятельства ДТП, которые не были включены экспертом в первичное заключение. Оспорить экспертизу по ДТП можно через суд.

Этапы проведения независимой экспертизы

Стоит особенно внимательно отнестись к выбору оценочной компании. Нелишним будет изучить побольше информации о ней. Обязательно заключение договора с компанией о проведении независимой экспертизы.

В договоре прописывается место и время проводимой экспертизы. О времени и месте проведения участники ДТП оповещаются заранее. Не все автовладельцы знают, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП.

Экспертиза состоит из таких этапов:

  1. Осмотр места происшествия и автомобилей с обязательным использованием фото и видеосъёмок. С помощью видеокамеры или фотоаппарата все повреждения фиксируются вместе с государственным номерам авто, VIN-кодом. На этом же этапе проводится исследование на наличие скрытых повреждений.
  2. Следующим этапом становится оценка повреждений машины после аварии, что указывается в заключении в виде акта с фотоотчетом. На процедуру оценки и расчета суммы компенсации уходит не более 3-х дней. В письменном акте должен прописываться полный перечень повреждении (как видимых, так скрытых), а также размер финансовых трат, необходимых для восстановления авто.

По итогам экспертизы выдается отчет, который содержит такие сведения, как: цели, задачи проведенных исследований, итоговый размер суммы нанесенного ущерба, список нормативных актов, которые использовал эксперт в ходе работы по оценке авто, обоснованные критерии принятого решения о характере повреждении, стоимость работы эксперта.

Источник: https://roadadvice.club/2710-kak-provoditsya-ekspertiza-dtp-posle-dtp-etapy-vidy-ekspertiz-posledovatelnost-deistvii

Подробнее о некоторых правилах экспертного исследования автоаварий

Правила проведения экспертизы дтп

Детальное и всестороннее исследование каждого отдельно взятого ДТП с выяснением всех нюансов лицами, обладающими всем набором специальных знаний, экспертных, юридических и научно-технических – это и называется сертифицированной экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Каковы ее правила, как она должна быть назначена, организована, проведена?

Мы рассмотрим, как создавать правильное постановление о проведении экспертиз ДТП, в каких случаях нужно проводить единоличную, комиссионную или комплексную экспертизу. В каких случаях следует проводить первичную, дополнительную или повторную экспертизу аварии. Как получить помощь и консультации для решения всех вопросов по организации, и как правильно провести экспертизу.

Сертифицированная, а тем более современная, независимая экспертиза автоаварий является исследованием комплексным, то есть состоящим из разных частей и направлений, можно сказать – синтетическим.

Этот вид исследований относится к тем, в который наиглавнейшую роль играют вещественные доказательства. Они же – объекты и части объектов. Следы, оставленные телами и поверхностями на земле, дорожных покрытиях, телах, живых или неживых, поверхностях, объектах и механизмах.

Частицы вещества разного типа, найденные на объектах и месте аварии. Повреждения и деформации объектов и тел, травмы.

Все эти объекты и их правильное экспертологическое исследование, а также показания очевидцев, дают возможности по крупицам восстанавливать картины произошедших аварий.

Опытные специалисты нередко могут детально воссоздать картину того, что произошло, даже без показаний свидетелей. Вот такая «сказочная» составляющая есть в современной экспертной практике – самой разной.

Но в данном случае – трасологической, практике исследования аварий и столкновений разного типа.

Да и не только в современной. Еще Артур Конан Дойль в «Записках о Шерлоке Холмсе» умел создать ту атмосферу чуда и удивления, которая обращала внимание читателя на то, как на самом деле любопытен метод дедукции и правильного исследования вещественных доказательств.

Тогда еще в некоторых аспектах Дойля можно было назвать фантастом, но сегодня – уж точно нет. Наша экспертиза шагнула и дальше, и теперь остается только надеть парики и мантии, чтобы закрепить впечатление волшебства, на которое иногда способны наши исследователи.

Но мы обещали рассказать вам о том, как должна проходить, если следовать букве техники и закона, сертифицированная экспертиза места и обстоятельств автомобильной аварии. К этому и вернемся.

Как проводится экспертиза ДТП. Каковы бывают экспертизы ДТП – экспертные исследования аварий

Эксперт (или группа экспертов), приглашенный судом или следствием, тот, чье участие инициировано прошением одной из сторон, заказано одной из сторон, обращает внимание на стандартные вопросы такой экспертизы, и решает уникальные вопросы, относящиеся именно к этому делу. До этого следствие или стороны дела, возможно в сотрудничестве с экспертами, должны выяснить для себя, что это за вопросы.

Если вы затрудняетесь назвать точно вопросы, на которые нужно ответить для того, чтобы разобраться в случившемся и достичь своих целей, вам следует пройти предварительную консультацию.

Это можно сделать в АНО «Судебный эксперт» в удобное для вас время, бесплатно, у подготовленных сертифицированных специалистов.

Они смогут объяснить вам, выяснив ситуацию, на какие вопросы нужно ответить, и каким образом нужно провести исследование.

В его результате эксперты дают сторонам дела, суду или следствию подробную информацию о том, как протекала авария.

Дают информацию для верной оценки действий всех участников ДТП с точки зрения закона – юридической оценки их действий.

Все обстоятельства, моменты и детали произошедшего ДТП они классифицируют по собственной экспертной специфике и определяют их значение для произошедших событий, их результатов.

В зависимости от степени сложности случая могут быть назначены три разные по технике исполнения экспертизы – так называемые «единоличная», «комиссионная», или «комплексная». Давайте эти типы рассмотрим:

  • единоличная экспертиза ДТП – проводится в исполнении одного сертифицированного специалиста. Такую назначают тогда, когда характер случившейся аварии прост, и не вызывает разногласий или недопонимания у следствия или у сторон, участвующих в процессе. Когда обстоятельства аварии понимаются всеми одинаково;
  • сложные происшествия – в этих случаях требуется проводить комиссионную экспертизу. Сложные происшествия – это те, в которых принимало участие несколько ТС, пешеходы. И те случаи, на детали и обстоятельства которых разные лица и стороны дела смотрят по-разному, или которые трудно однозначно определить по какой-то классификации;
  • комплексные экспертизы – это те, в которых приходятся принимать участие разным по направленности экспертам. И тем, которые занимаются разными видами трасологии, если говорить об узконаправленных специалистах, и тем, кто специализируется на других направлениях экспертных исследований.

Подробности о разных по сложности типах экспертиз ДТП

С единоличной экспертизой дорожно-транспортных происшествий в принципе все понятно. Это простые случаи, которые расследует один квалифицированный эксперт, и которые после недолгого разбирательства и официального засвидетельствования фактов, решаются с вынесением вердиктов, заключений, и принятием понятных мер.

Комиссионная экспертиза – это дело экспертной группы, в которую могут входить от двух до пяти специалистов, сертифицированных и аттестованных для проведения подобных исследований.

Работы в этом случае приходится проводить больше, и за неоднозначностью оценок деталей ДТП работа команды дает возможности прийти, наконец, к единому взвешенному решению.

В каких-то случаях единое решение не выносится, каждый участник комиссии представляет от себя отдельное заключение.

Комплексная экспертиза позволяет воспользоваться услугами не только трасологов, автотехников, но и поработать с криминалистами, специалистами судебно-медицинской экспертизы, и другими экспертами.

В частности, нужно сказать, что медицинская экспертиза травм в случае дорожно-транспортных происшествий очень во многом может помочь при разборе аварий. Травмам в авариях посвящен большой раздел судебной и внесудебной медэкспертизы.

И с помощью этих знаний можно получить недостающие факты для разбора ДТП и создания их точных сценариев.

Экспертиза ДТП по ее очередности

Есть и классификация очередности в проведении экспертизы аварий. Это повторная, дополнительная и первичная экспертиза.

Повторная экспертиза инициируется тогда, когда у сторон процесса или дела, у суда или следствия, или у других экспертных организаций, возникают сомнения в том, что уже проведенное исследование дало абсолютно точные результаты. Если таковые сомнения есть – самое время назначить повторную экспертизу.

Для проведения таких исследований, или для рецензирования заключений, полученных от экспертных организаций, целесообразно обращаться в АНО «Судебный эксперт». Это может стать конечной точкой вашего поиска исчерпывающих по точности ответов на интересующие вопросы.

Бывает, что в заключениях нет ответов на какие-то из вопросов, или нет нужной ясности – все эти недочеты мы устраним.

Бывают и такие ситуации, в которых неожиданно появляются сомнения в том, что лица, проводившие исследования ДТП, поступали правомерно, научно точно, или имели на то достаточную квалификацию или сертификацию.

Бывают и нарушения правил уголовно-процессуального кодекса в процессе проведения экспертизы. В таких случаях мы тоже можем провести свое собственное исследование.

Еще один случай, то есть вариант ситуации, в которой бывает нужна повторная экспертиза – это появление новой информации по данному случаю, новых вещественных доказательств.

Повторная экспертиза обязательно проводится другим составом экспертов, и, как правило, это уже комиссия из разных специалистов, так как для рассмотрения дел приглашаются все, кто может в этом помочь.

Лучше, конечно, не тратить время и средства на проведение многих исследований, и сразу же обращаться в надежные и опытные учреждения, которые уже провели тысячи экспертных работ – такие, как АНО «Судебный эксперт».

Однако мы поможем вам и в проведении дополнительных и повторных исследований, если таковые понадобятся. Мы обладаем опытом рецензирования и анализа работы других экспертов и других экспертных комиссий.

И государственных, и независимых, и судебных и внесудебных.

По окончании проведения повторной экспертизы, согласно с ее правилам, мы представим отчет о том, насколько новые заключения и выводы совпадают или не совпадают с предыдущими выводами, и в чем причина имеющейся разницы.

Дополнительная экспертиза. В принципе тогда, когда заключение, полученное от эксперта, не полно – нет нужды организовывать сразу же повторное исследование, достаточно будет и дополнительной экспертизы. Это, можно сказать, продолжение не до конца законченного исследования, которое осуществляется теми же специалистами.

Уточнения, некоторые дополнительные работы – вот что бывает нужно для того, чтобы полностью разобраться в сложившейся ситуации.

Возможно, каким-то выводам, сделанным экспертным специалистом, не хватает законченности или аргументированности, и следует продолжить работу, чтобы снабдить заключение всеми деталями, которые создадут ясность в отношении содержания заключения.

Назначение экспертизы, постановление, его описательная часть

Что можно сказать о процессе назначения экспертных исследований ДТП и о создании постановления на их проведение? В первую очередь, если это происходит через суд, то здесь важно верное процессуальное оформление.

Вы можете инициировать проведение сколь угодно профессиональных исследований, но при несоблюдении УПК в начале процесса их результаты окажутся юридически недействительны. Для того чтобы все прошло верно, должно быть создано постановление о проведении экспертизы ДТП.

В постановлении присутствуют три части: резолютивная, описательная, и вводная. Перечисляем их в обратном порядке от расположения в документе, и вкратце описываем:

Резолютивная – последняя часть постановления. Здесь указывается тот вид экспертизы, который решено провести. Здесь же располагается решение о том, какая организация, или какие конкретно лица будут проводить экспертизу. Здесь же дается список назначенных для изучения вопросов, и указывается, что за материалы будут переданы экспертам для обследования, какие объекты будут ими исследоваться.

Самая содержательная и объемная часть правильно составленного постановления – это описательная. Содержит она массу полезных сведений – все, что касается произошедшей аварии. В частности – обстоятельства ДТП, различные детали и техническую информацию, от самого простого к сложному. Попробуем представить это в виде более конкретного списка:

  • информация о ТС – транспортных средствах-участниках ДТП. Их техническое состояние и загрузка на момент ДТП, их тип и марка;
  • различные скорости, если они могли быть к этому моменту установлены – скорости движения ТС и пешеходов, если они участвовали в ДТП;
  • время и место аварии;
  • подробности относительно участка, на котором все это произошло. Тут может быть много разных занимательных данных. Таких, как состояние покрытия и ширина тротуаров, обочин, участков проезжей части. Характер углов ограждений или краев проезжей части и тротуаров, закругления. Форма участка аварии, уклоны и разметки проезжей части, состояние покрытия на разных участках проезжей части и другие данные;
  • информация трасологическая, о следах покрышек. Первоначальные данные, которые были собраны при осмотре места аварии, касающиеся характера и длины следов качения и торможения, движения и разворотов;
  • информация о том, как на месте аварии остались расположены ТС, а также фрагменты, появившиеся в результате столкновений и повреждений, личные вещи пострадавших и участников ДТП;
  • информация о том, каковы на момент ДТП были обзоры с точки зрения водителей места аварии и проезжей части;
  • сведения о поведении водителей-участников ДТП в момент аварии, что предприняли водители перед моментом аварии, и предприняли ли они какие-то действия;
  • сведения о перемещении ТС в момент аварии после действий водителей или вне зависимости от них;
  • сведения о столкновениях – автомобилей друг с другом, или транспортных средств и пешеходов, или ТС и других объектов, как, в какой последовательности и какими частями сталкивались объекты и тела;
  • аргументы назначения этого исследования – статьи уголовно-процессуального кодекса, на основании которых назначается экспертиза.

Подробнее обо всех этих деталях повествовательной части вы сможете узнать у наших специалистов, связавшись по контактным данным с лабораториями АНО «Судебный эксперт». Где при надобности вам дадут первоначальные бесплатные консультации.

К постановлению, кроме вводной, описательной и резолютивной части, также присовокупляется протокол осмотра места аварии.

О нем мы расскажем в отдельной статье о том, как работают специалисты на месте аварии сразу же после того, как она случилась.

Что касается описательной части постановления об экспертизе – то, может быть, что не все данные из этого списка вообще нам понадобятся, а может быть, что возникнет надобность в других сведениях, которые пока что здесь не перечислены. Все решает конкретная ситуация, которую нужно изучать вблизи.

И цели исследования. А цели могут быть определены экспертами, если вы сами точно в них не уверены, из сложившейся ситуации.

Наши эксперты и менеджеры, имеющие большой опыт в защите различных прав граждан и организаций, по ситуации могут определить, что нужно делать – так что обращайтесь, рассказывайте, и мы все решим.

И, наконец, самая краткая, первая часть постановления на проведение экспертизы ДТП – это вводная часть, с которой должно начинаться каждое такое постановление.

Во вводной части должны быть указаны номер рассматриваемого дела, место и дата создания постановления на проведение экспертизы. Вид назначенной экспертизы, где (в каком учреждении) и кем (каким лицом по имени и должности) назначена экспертиза.

И сведения о лицах, подозреваемых в том, что они были виновниками произошедшей аварии, их инициалы и фамилии.

Это то, что касается сущности, типов по сложности и очередности, и формы постановления для проведения экспертиз ДТП.

Мы с вами вернемся к правилам успешного проведения таких исследований в следующих материалах. Желаем вам безопасной, адекватной и приятной езды, и таких же водителей и пешеходов на ваших дорогах.

Обращайтесь по всем вопросам, пользуясь контактными данными, в АНО «Судебный эксперт»!

Источник: https://sudexpa.ru/articles/podrobnee-o-nekotorykh-pravilakh-ekspertnogo-issledovaniia-avtoavarii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.