Оценка ущерба автомобиля после дтп белгосстрах

Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП

Оценка ущерба автомобиля после дтп белгосстрах

Верховный суд принял решение, очень важное для владельцев автомобилей и других транспортных средств. Оно касается оценки ущерба, причиненного в результате аварии.

Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.

Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой – по второй, а судебный по-третьей.

Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.

Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.

Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно

Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.

Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
Как изменятся ПДД на перекрестках

В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.

Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.

При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.

При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.

Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.

Оценка уничтоженного автомобиля от его стоимости, прописанной в договоре купли-продажи, не зависит. REUTERS

Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков – почти 149 тысяч.

Вычитаем одно из другого – получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.

Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.

Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.

То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.

На подготовку водителей установят минимальные цены

Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.

Однако с таким решением не согласился Верховный суд.

Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.

То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.

Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.

На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.

Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.

А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.

Источник: https://rg.ru/2017/04/24/verhovnyj-sud-rf-raziasnil-kak-pravilno-ocenit-ushcherb-ot-dtp.html

Ущерб по ОСАГО при ДТП: как происходит оценка страховыми компаниями

Оценка ущерба автомобиля после дтп белгосстрах

Чтобы получить от страховщика деньги на ремонт машины, повреждённой в результате аварии, необходима оценка ущерба по ОСАГО. Как проводится такая процедура? Какие документы для этого нужны? И что делать, если итоговая сумма оказалась явно ниже необходимой?

Порядок проведения оценки ущерба при ДТП по ОСАГО

Процедура оценки ущерба происходит следующим образом:

  1. Владельца машины оповещают о том, как будет проводиться экспертиза.
  2. Определяется время и место проведения процедуры.
  3. Присутствовать при оценке приглашают виновника ДТП. Делается это при помощи телеграммы. Если он живёт в том же регионе, то оповещают его не менее чем за 3 дня, если в другом – минимум за 6 дней до экспертизы.
  4. В назначенное время машину осматривают.
  5. В результате экспертизы составляется акт осмотра ТС, к которому прикладываются фотографии. В этом документе должны содержаться следующие сведения:
    • причина проведения оценки (ДТП);
    • дата начала и окончания осмотра;
    • адрес места аварии;
    • вся информация о собственнике и водителя автомобиля;
    • сведения о машине;
    • информация о тех повреждениях, которые были получены до аварии;
    • сведения о проведенном ремонте или замене деталей;
    • информация о том, как была повреждена машина в результате ДТП;
    • должно быть указано текущее состояние машины.
  6. Производится расчёт размера компенсации.
  7. По итогам экспертизы оценщики составляют и передают клиенту отчёт.

Для получения всей причитающуюся суммы компенсации рекомендуется сразу после ДТП самостоятельно фиксировать полученные повреждения при помощи фотоаппарата. Снимать нужно как саму машину: с разных ракурсов, снаружи и изнутри, так и место происшествия.

К людям, которые проводят экспертизу, предъявляется ряд требований:

  • наличие высшего технического образования;
  • успешно пройденные специальные курсы;
  • прохождение минимум раз в 5 лет курсов повышения квалификации;
  • минимум год работы по специальности;
  • наличие конкретного лица в списках техников-автоэкспертов РСА.

Перед непосредственной передачей машины на экспертизу необходимо подготовить её. Авто должно быть чистым, капот и крышка багажника хорошо открываться. Не допускается наличие в багажнике каких-либо посторонних предметов.

Какие документы предоставлять

Необходимо предоставить в страховую следующий пакет документов:

  • заявление по образцу страховщика;
  • паспорт;
  • извещение и приложение к постановлению, а также копию постановления о ДТП;
  • банковские реквизиты, если предполагается получение денег безналичным способом;
  • копии документов, которые подтверждают, что повреждения получены именно в аварии.
  • права, свидетельство о регистрации ТС.

Дополнительно можно приложить фотографии, сделанные на месте ДТП.

Сроки экспертизы

Страховой компании отводится 5 рабочих дней, чтобы организовать проведение осмотра. Такой же срок предусмотрен и на саму экспертизу.

Однако реальное время проведения процедуры может затянуться, в связи с техническими сложностями.

Такое бывает, когда машина получила серьёзные повреждения, выявить которые невозможно без осмотра на предмет внутренних повреждений на станции технического обслуживания.

Как рассчитывается размер возмещения

Как страховая компания оценивает ущерб после ДТП? С 2014 года это делается по единой методике расчета ущерба (ЕМРУ). Это специальный документ, в котором отражены все нюансы подобных вычислений: алгоритмы и формулы, определения терминов, правила составления отчетов и т. д.

Размер возмещения складывается из стоимости ремонта, материалов и деталей, подлежащих замене. Для каждого из этих элементов учитывается средняя по рынку стоимость, от которой нельзя отклоняться более чем на 10%. Также учитываются следующие факторы:

  • дата ДТП;
  • регион, где произошла авария;
  • возраст машины (с момента покупки);
  • пробег ТС.

Учитываются только повреждения, нанесенные непосредственно при аварии. Стоимость деталей должна быть рассчитана с учётом степени износа. Она считается по отдельной, довольно сложной, формуле, но чтобы узнать ее самостоятельно, можно воспользоваться онлайн-калькулятором.

Если в итоге вычислений общая сумма получится больше стоимости нового, точно такого же, автомобиля, то страховая выплачивает деньги именно на покупку новой машины.

Что делать, если выплату занизили

Часто случается так, что в результате осмотра страховой причитающаяся сумма выплаты существенно занижается. В такой ситуации необходимо проводить независимую экспертизу, которая позволит установить реальную сумму нанесённого ущерба. Для этого потребуются следующие бумаги:

  • документы на машину;
  • приложение к постановлению.
  • документ о покупке авто.

Может понадобиться и что-то ещё. Полный список будет озвучен экспертом перед заключением договора. По результатам независимой оценки также будет составлен отчет. Далее необходимо будет подать претензию страховщику, приложив к ней результаты независимой экспертизы. Если это не поможет, придётся обращаться в суд.

Для расчёта суммы компенсации страховые используют специальную методику – ЕМРУ. Это специальный документ, которому с 2014 года обязаны следовать все без исключения страховые организации при определении нанесённого автомобилю ущерба. Его же используют и независимые оценщики, к помощи которых придётся прибегнуть, если недобросовестный страховщик занизит причитающуюся автомобилисту выплату.

Источник: https://strahovoy.online/vozmeshhenie/kak-otsenivaetsya-ushherb-pri-dtp-po-osago.html

Ущерб и оценка при дтп

Оценка ущерба автомобиля после дтп белгосстрах

Откуда берутся цифры при калькуляции? И как быть, если ответчик – без ответа?

От частного случая… Случилось это 16 июля, в воскресенье. Как рассказывает Павел, авария произошла на пустом в общем-то месте, на выезде с АЗС при скорости 5км/ч. Виновник пожелал разбираться без ГАИ и сразу же предложил 100 долларов компенсации. Павел отказался.

Сумма возросла еще на 50, но и это Павлу показалось сомнительным для покрытия ущерба.

На этом торги прекратились и, несмотря на то, что виновник опасался за сохранность водительского удостоверения (совсем недавно у него уже было аналогичное ДТП) – решено было вызвать ГАИ… В понедельник, взяв у инспектора справку о том, что он – потерпевший, Павел отправился по адресу страховой компании виновника.

Там ему назначили день и место осмотра автомобиля экспертом-оценщиком…

Проконсультировавшись по цене на детали и ремонт на одной из авторитетнейших СТО, Павел узнал, что ущерб может составить порядка 400 $.

Затем оказалось, что едва ли не все рассуждения знакомых сводятся к тому, что оценщики страховых компаний намерено занижают результаты осмотра и рассчитывать на реальное возмещение ущерба очень даже наивно. Тогда Павел обратился за советом в «АВw», и мы решили вместе с ним узнать – насколько оправданы все эти опасения. Тем более что подобного рода вопросы и жалобы за последнее время изрядно всех уже достали. К тому же данный случай выглядел особо показательным потому, как ничего серьезного, казалось бы, не произошло…

…к журналистской «Проверочке» и … Перед осмотром Павел послал телеграмму с уведомлением о времени и месте осмотра виновнику ДТП, но так как явка его зависела от желания, которого мы не зафиксировали, осмотр состоялся без его участия.

На смотровой площадке ТД «Ждановичи» эксперт-оценщик Олег Гайчук (ничего не зная обо мне), исследовав все необходимое, зачитал нам заключение по произведенному осмотру: «На автомобиле в зоне повреждения были дефекты до аварии.

А именно: дверь передняя левая и крыло переднее левое имели поверхностную потертость, панель передка верхняя имела деформацию над фарой слева, отсутствовала эмблема. По данной аварии: Крыло переднее левое (ранее подвергавшееся ремонту) получило деформацию передней части на площади до 20 % крыла. Следовательно: ремонт первой группы сложности и ремонтная окраска крыла.

Указатель поворотов требуется заменить. Облицовка передка – замена, покраска. Корпус левой фары получил незначительные повреждения крепления: снятие, установка и ремонт в объеме одного норма/часа. Облицовка переднего бампера получила потертость слева по углу: снятие, установка и окраска пластиковой краской». Все.

Затем эксперт пояснил, что о начисленной сумме будет известно в течение двух недель. Павел поинтересовался, можно ли будет в случае несогласия с произведенными расчетами опротестовать их. «Безусловно, – спокойно пояснил эксперт и добавил, – даже прямо сейчас, до подписания акта осмотра, если вы считаете, что я что-то не отметил». Замечаний у Павла не оказалось.

Поинтересовавшись возможностью обратиться также и к независимому оценщику, Павел узнал, что Олег Гайчук как раз и есть такой вот независимый специалист. «Я работаю в оценке уже девятый год. Бывают оценщики, как специалисты страховой компании (т.е. находятся в их административном подчинении) и так называемые – независимые оценщики, которые раньше назывались эксперты.

В данном случае я специалист ТД «Ждановичи» и получаю зарплату здесь же. Административно от страховой компании я не завишу».

Так как для более подробных вопросов мы выбрали не лучшее время (Олегу пора было заниматься осмотром очередного автомобиля), мы с Павлом отправились в ООО «АвтоТрансГарант» с желанием узнать, чем будет отличаться их осмотр от осмотра в ТД «Ждановичи».

…официальному комментарию специалиста:

Александр ВЛАСОВЕЦ, специалист по оценке ТС, принимал участие в разработке методик оценки повреждений ТС, работая в РУП БелНИИТ «Транстехника» Министерства транспорта Республики Беларусь:

– Александр, мы хотим сравнить Ваш осмотр от предыдущего и отметить разницу.

– Я не думаю, что наш осмотр и вывод будет как-то отличаться. На каждую деталь есть определенная степень повреждения и по ней любой эксперт делает практически одинаковые выводы о виде ремонта или замене.

В Минске нас аттестованных специалистов-оценщиков, которые работают по договорам со страховыми компаниями порядка 30-ти человек, каждый из которых дорожит своей репутацией. Все считаются независимыми, хотя и работают на условиях договора со страховыми компаниями.

Страховая компания в течение пяти дней имеет право отправить потерпевшего к тем специалистам оценщикам, с которыми у нее заключен договор.

– По каким критериям определяется ущерб транспортных средств?

– Все оценщики определяют ущерб исходя из одних и тех же нормативно-правовых актов.

В Правилах определения размера вреда указано, что эксперт может пользоваться тремя программами: «АВТОКАЛЬК», «АУДАТЕКС» и «НАМИ», в которых заложены все нормативы по всем ТС: трудоемкость разборки-сборки, замены, нормы на расход лакокрасочных материалов, стоимость запасных частей и т.д.

Единственно – трудоемкость ремонта – специалист устанавливает при осмотре на основании опыта работы, и для этого так же существуют соответствующие справочники трудоемкости работ для аналогичных отечественных автомобилей.

– У Павла передний бампер лишь поцарапан. На СТО ему сказали, что возможно здесь будет записана его замена, но оценщик написал «снятие, установка и окраска пластиковой краской». От чего зависит решение оценщика?

– Решение специалиста мотивируется исходя либо из причины экономической нецелесообразности, либо по причине технической невозможности. В данном случае существует технология ремонта на восстановление этого бампера и завод изготовитель информирует, что данный бампер может быть подвергнут ремонту в зависимости от степени повреждения.

Другое дело не все СТО имеют техническую возможность данного восстановления. Но если технология существует – оценщик обязан писать: ремонт или восстановление. К тому же есть такое понятие, как дефект эксплуатации.

Допустим если облицовка бампера повреждена с другой стороны, то оценщик обязан записать в акте, что данное повреждение имело место до данного ДТП и соответственно восстановление данного повреждения отнимается от восстановления аварийного повреждения.

Поэтому мы никогда не оцениваем ущерб на глазок, т.к.

тот же самый износ запчасти зависит и от года выпуска автомобиля, и от его пробега, имелось ли раннее какое-либо повреждение в данном месте, и многое другое. К тому же у разных моделей своя ценовая шкала на запчасти. Разве можно все это держать в голове? Поэтому и отпускается нам на расчет до двух недель.

– Достаточно ли одного осмотра, чтобы выявить все повреждения и определить ущерб?

– Далеко не всегда. Особенно часто приглашают специалистов на дополнительный осмотр, когда выявляются скрытые повреждения при разборке ТС.

Тогда пострадавший снова приезжает в страховую компанию, пишет заявление на дополнительный осмотр и вызывает специалиста в то место, где ремонтируется, либо сам приезжает к нему для составления дополнительного акта осмотра.

В принципе – на восстановление распространенного на рынке автомобиля старше 10 лет, и требующего ремонта, люди особо не жалуются. Есть запчасти. Основная проблема, когда автомобиль не подлежит восстановлению. Ибо есть такое понятие – гибель ТС, когда стоимость ремонта больше чем 80% от стоимости автомобиля.

Но мы считаем не стоимость ремонта, а размеры вреда. Именно в таких случаях чаще всего и возникают спорные ситуации. Тем не менее, сейчас у нас имеется и «рыночный коэффициент» с помощью которого специалист имеет право варьировать размером вреда в определенных пределах.

– Если все так строго регламентировано, то откуда же тогда берутся разночтения в оценке ущерба и как все это можно обжаловать?

– Что касается жалоб на то, что часто калькуляция не покрывает реального расхода по возмещению ущерба, то это смотря с чем сравнивать. Если ехать на автомобиле старше 15 лет на гарантийную фирменную станцию, где норма/час для автомобилей отличается едва ли не в 4 раза от простых СТО, то этих денег естественно не хватит.

Следует так же учесть и цены на оригинальные запасные части. И если мы отмечаем учет износа запчастей ТС (в данном автомобиле порядка 70%), то собственник получит лишь 30% от цены на новую запчасть. Хорошо если это мелкая деталь и стоит немного.
Опять же данный случай – пример т.н.

социального страхования, в котором, заплатив порядка 30 $ за страховку, вы получаете среднюю страховую сумму порядка 500 $ (в отличие от КАСКО, где есть возможность по согласованию со страховой компанией получить деньги по факту ремонта). Поэтому я считаю, что такой вид страхования в г. Минске убыточен.

Я всем у кого автомобили до 8 лет и которые стоят более пяти тысяч долларов настоятельно рекомендую страховаться по системе КАСКО, тогда оплата в страховом случае не зависимо от вины и от обстоятельств причинения вреда транспортному средству возможна по факту ремонта.

К тому же до восьми лет существует понятие утраты товарной стоимости, которая не выплачивается страховой компанией, и может быть возмещена лишь в судебном порядке.

– Кстати, а как можно обжаловать заключение оценщика, если все-таки есть сомнение в его добросовестности и профессионализме?

– Согласно новой редакции Правил определения размера вреда, если кто-то не согласен с результатами оценки, то он имеет право инициировать создание комиссии, в которую будет входить первый оценщик, специалист страховой компании, специалист приглашенный вами, и еще один нейтральный (который будет председателем).

Оплата за все возлагается на инициатора данной комиссии. (В среднем по Минску услуга эксперта-оценщика за одно калькулирование составляет порядка 50 тысяч рублей без НДС). Если будет доказано, что сумма насчитанная комиссией будет отличаться на 10% – разница будет возложена на виновную сторону.

При этом не факт так же, что когда вы затем отправитесь на СТО – то что насчитает эксперт и потребуется при ремонте будет сходится даже на 10 %. Расхождение может составить и 50 %.

Ибо у станции одно ценообразование, а у эксперта под руками «Правила определения размера вреда причиненного ТС» и никуда от них он отступать не имеет право.

Например: норма/час определен правительством, торговая надбавка к стоимости части регулирует соответствующая методика, цены и нормативы принимаем из специализированных программных продуктах указанных выше.

И если все рассчитано верно, но вам недостаточно для ремонта тех денег, которые вы получили от страховой компании, то согласно Гражданскому Кодексу все документально подтвержденные затраты, связанные с восстановлением автомобиля после ДТП. В том числе и затраты на оценку – должны быть возмещены виновником, а при несогласии – в судебном порядке, если вы при этом сможете предъявить доказательства соответствующего факта ремонта и понесенных затрат.

– Может ли быть ситуация, когда пострадавший особым образом заинтересовал оценщика и тот составил наиболее выгодную калькуляцию?

– Действительно, часто приходиться сталкиваться с желанием самого пострадавшего завысить объем ущерба. Все может быть, но при этом оценщик чрезвычайно рискует, вплоть до уголовной ответственности, т.к.

его действия регламентируются нормативно-правовыми актами и специалисты страховой компания могут все это затем перепроверить.

Поэтому любое свое решение специалист обязан обосновать и даже, если придется в зале судебного заседания.

– Кто чаще всего оказывается недовольным: люди или страховые компании?

– К сожаленью – люди. И не смотря на то, что деньги выплачивают страховщики, ответственность в суде за свою калькуляцию несут именно оценщики. Всякого рода «проколы» оценщика чреваты также и не прохождением ежегодной переаттестации в Белорусском бюро по транспортному страхованию. 

Вывод:
Впечатления Павла:
«Я понял, что на самом деле то, что мне говорили понятые о необходимости каких-то особых, независимых экспертов – сильно преувеличено.

Все сходятся к более или менее одинаковой оценке, и с моими относительно незначительными повреждениями опасаться или предполагать, что возможна разница в оценке выше 10% – более чем сомнительна.

Так же убедился, что поступил правильно, отказавшись от разбора на месте».

А теперь уникальный пример того, с какими трудностями может столкнуться владелец «убитого» авто при истребовании полагающейся материальной компенсации, когда… ОТВЕТЧИК БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Источник: https://www.abw.by/novosti/other/165812

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.