Лебедева валентина ивановна

Петр Алейников – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Лебедева валентина ивановна

Пётр Мартынович Алейников. Родился 29 июня (12 июля) 1914 года в деревне Кривель Могилёвской губернии — умер 9 июня 1965 года в Москве. Советский киноактёр.

Пётр Алейников родился 29 июня (12 июля) 1914 года в деревне Кривель Могилёвской губернии (ныне это Шкловский район Белоруссии).

Рано остался сиротой: родители умерли в начале 1920-х годов.

Его старшие сестра Катерина и брат Николай погибли в 1932 году.

В 10 лет Петр ушёл из дома – попрошайничать. Далее воспитывался в Шкловской школе-интернате. Там местный киномеханик обучал его своему ремеслу, благодаря чему мальчик пристрастился к кино. Уже тогда он мечтал стать артистом.

Вскоре сбежал из интерната и подался в Москву. Но на одной из железнодорожных станций его выловили и определили в Барсуковскую детскую трудовую колонию.

В колонии существовал собственный драмкружок, и Пётр стал в нём самым активным участником.

Затем оказался в Могилёвской детской коммуне имени Десятилетия Октябрьской революции, гда Алейников создал собственный драмкружок.

В 1931 году приехал в Ленинград, поселился на Охте и поступил в Техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова.

В 1935 году он стал выпускником Института сценических искусств.

Уже будучи студентом начал сниматься в кино, дебютировав с эпизодических ролей в лентах «Встречный» и «Крестьяне». Далее сыграл еще несколько ролей.

А широкая известность и всесоюзная слава пришли к Алейникову после выхода в 1936 году фильма «Семеро смелых». Роль, сыгранная им в этом фильме — повар Петька Молибога — в полной мере раскрыла его лирико-комедийное дарование и редкое обаяние.

Далее сыграл Савку в популярном фильме «Трактористы» (танцующего под «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался…»).

На съёмках фильмов «Трактористы» и «Большая жизнь» Алейников близко сошелся с актёрами Борисом Андреевым и Николаем Крючковым, дружба с которыми сохранится на долгие десятилетия, и во многих картинах они будут участвовать вместе.

Петр Алейников в фильме “Трактористы”

В годы Отечественной войны талант Алейникова засверкал с новой силой. В фильме «Небо Москвы» 1944 года Алейников сыграл главную роль.

В 1944 году за исполнение роли Ильина в фильме «Во имя Родины» получил орден «Знак Почёта».

После войны карьера Алейникова постепенно пошла на спад. Актёр во многом стал заложником своего привычного амплуа: зрители и режиссёры по-прежнему воспринимали его как Савку из «Трактористов» и Ваню Курского из «Большой жизни», а время требовало других героев, да и сам Алейников становился старше и серьёзнее.

В 1955 году молодой режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил в свой первый фильм «Земля и люди» Алейникова, который дал твёрдое слово во время съёмок не брать в рот ни капли спиртного. И своё слово сдержал. Это было первое появление актёра на экране после пяти лет творческого простоя.

Будучи актером разноплановым, он мечтал о драматических ролях, но с годами его приглашали сниматься всё реже. Во многом это было связано с тем, что Алейников начал злоупотреблять алкоголем, опять же по причине невостребованности.

В 1967 году вышел последний фильм с участием Алейникова «Утоление жажды», где им была сыграна роль старого рабочего Марютина. К тому времени актера уже не было.

Он скончался 9 июня 1965 года в Москве, не дожив месяца до 51-летия. В последние годы актёр сильно пил и имел серьёзные проблемы со здоровьем. Во время прощания с Алейниковым в Театре киноактёра, как вспоминали очевидцы, Борис Андреев упал своим большим телом на гроб и громко зарыдал.

Борис Андреев, узнав о намерениях властей похоронить его друга на Ваганьковском кладбище, добился того, чтобы Петру Алейникову было отдано то место на Новодевичьем кладбище, которое было зарезервировано для самого Андреева.

Дело в том, что перед смертью Алейников признался, что хотел бы, чтобы его похоронили на Новодевичьем кладбище. Однако власти отказали, мотивируя тем, что на Новодевичьем хоронят лишь народных артистов. Тогда Андреев, надел всё множество своих регалий и отправился к тогдашнему хозяину Москвы Промыслову.

Но никакие доводы заслуженного артиста не помогли.

Тогда Андреев, отбросив церемонии, опустил на вельможный стол свою огромную кулачину: «А я помру — меня куда снесут?» — «Вот вам по всем статьям положено Новодевичье!» — «Значит, так, — прогремел Андреев, — официально требую: положите Петьку в мою могилу на Новодевичьем! А меня уж — хоть под забором!..». В результате Алейников был похоронен на Новодевичьем кладбище, а Андреев позднее — на Ваганьковском.

В 1968 году Петр Алейников посмертно стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за актёрскую работу».

Петр Алейников (документальный фильм)

Личная жизнь Петра Алейникова:

Был женат. Супруга — Валентина Ивановна Лебедева (1918—1993). В браке родились сын и дочь.

Сын — Тарас Алейников (1938—2004), кинооператор. В 1995 году принимал участие в посвящённом отцу выпуске авторской телепрограммы Г. Скороходова «В поисках утраченного».

Дочь — Арина Алейникова (родилась 30 августа 1943), актриса. Известна несколькими заметными ролями, в частности пионервожатой Валентины из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Э. Климова и танцующей в аэропорту девушки из «Я шагаю по Москве» Г. Данелии. В настоящее время живёт с семьей в США.

дети Петра Алейникова

Фильмография Петра Алейникова:

1932 — Встречный — молодой рабочий 1935 — Крестьяне — Петя 1935 — Подруги — раненый 1936 — Семеро смелых — поварёнок Молибога 1936 — Федька — селянин (нет в титрах) 1937 — За Советскую Родину — Эйно 1938 — Комсомольск — Петька Алейников 1938 — Человек с ружьём — солдат 1939 — Истребители — лейтенант 1939 — Трактористы — Савка 1939 — Большая жизнь — Ваня Курский 1940 — Шуми, городок — Вася 1940 — Пятый океан — Ковтунов 1941 — Ночь над Белградом — подпольщик 1941 — Случай в вулкане — Шаталов 1941 — Конёк-Горбунок — Иванушка 1941 — Мать — подпольщик 1942 — Александр Пархоменко — Гайворон 1942 — Белорусские киноновеллы — танкист 1942 — Непобедимые — Гриша 1943 — Во имя Родины — Ильин 1943 — Она защищает Родину — Сеня 1944 — Большая земля — Костя Коротков 1944 — Небо Москвы — лейтенант Илья Стрельцов 1944 — Морской батальон — Яковлев 1946 — Большая жизнь. 2 серия — Ваня Курский 1946 — Глинка — А. С. Пушкин 1948 — Драгоценные зёрна — Яшкин, комбайнёр 1948 — Золотой рог — Виктор Соколов 1950 — Донецкие шахтёры — Постойко 1955 — Васёк Трубачев и его товарищи — Русаков-отец 1955 — Земля и люди — Игнат Ушкин 1956 — Поэт — Стёпа, красный солдат 1958 — Шофёр поневоле — водитель грузовика 1959 — Ванька — Егорка Кривой 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — милиционер 1959 — Отчий дом — Фёдор 1961 — Будни и праздники — Юрий 1963 — Половодье — собутыльник Зиновия 1965 — Они не пройдут — старик у костра

1967 — Утоление жажды — Марютин

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Aleynikov-Petr.php

Петр Мартынович Алейников

Лебедева валентина ивановна

Петр Алейников достиг популярности в мире кино, несмотря на тяжелое детство. Он любил актерскую игру с юных лет и сохранил свою любовь до самой смерти.

Петр Алейников родился в деревне Кривель, Могилевской губернии 12 июля 1914 года. Его родители исповедовали католицизм и были обычными крестьянами. Отец Мартын Маркович погиб на работе, когда Пете было 6 лет. Мама — Марианна Алексеевна тоже спустя короткое время умерла.

У Петра была еще старшая сестра Катерина и брат Николай. Но в 1932 году и они умерли. Мальчик остался совсем один. Поскольку родителей не было, Петя еще при жизни сестры и брата ходил по улицам и просил милостыню.

Петр Алейников в молодости

Поэтому его забрали в школу-интернат. Там, мальчик очень любил ходить к местному киномеханику. Мужчина часто рассказывал Петру о том, как делается кино, как проходит запись на пленку и что с ней потом делают. Для мальчика мир кино становился невероятно притягательным и он решил для себя в будущем стать актером.

Но для этого ему нужно было дождаться освобождения из интерната. Однако Петр был импульсивным, что и побудило подростка сбежать. В один день мальчик тайком покидает школу-интернат и отправляется в столицу, поскольку понимает, где можно стать настоящим актером.

Но у Петра не было денег на дорогу и он рискует ехать «зайцем», лишь бы добраться до города своей мечты. Но доехать до Москвы он не смог. На одной станции его ловят сотрудники милиции и отправляют в Барсуковскую трудовую колонию для детей. Для энергичного Петра это не было самым страшным. Он и там нашел возможность заниматься актерской игрой.

Ему предложили участвовать в драматическом кружке, на что Петр с радостью согласился.

Затем мальчик перешел жить в Могилевскую коммуну. Он и там продолжил актерское дело. Петр предложил организовать драмкружок. Ему очень нравилось репетировать и показывать спектакли, поэтому подросток самостоятельно подбирал репертуар для показа.

Когда Алейникову исполнилось 16 лет, администрация коммуны ему дает рекомендательное письмо и он отправляется в Ленинград. Там, парень сразу направляется в Институт сценических искусств и его принимают с первого раза.

Выбрав факультет кино, Петр попадает на курс режиссера Сергея Герасимова. Мужчина видел тех, кто трудился от души и показывал своих учеников миру, давая им возможность сниматься в своих картинах.

Такой шанс выпал и талантливому Алейникову.

Вначале Петру перепадали эпизодические роли в фильмах «Встречный» и «Крестьяне». В 1936 году он приглашается участвовать в картине «Семеро смелых», где Алейников должен был играть Петьку Молибога.

По сюжету молодой актер был в группе полярников, которым предстояло освоить далекий и холодный Крайний Север. Для этого съемочная группа объездила много различных территорий, а актерам пришлось совершать переходы по ледникам Эльбруса.

Также парням пришлось много тренироваться в парашютном и лыжном спорте, чтобы максимально естественно передать трудности того времени.

На съемочной площадке Алейников снимался вместе с Тамарой Макаровой. Она была старше Петра на 7 лет, но возраст совсем не сыграл своей роли и парень сильно влюбился в молодую актрису. Но страх и стыд не давали ему признаться в своих чувствах, что сказалось на будущем актера.

В конечном итоге, Макарова принимает предложение от режиссера Герасимова, который был старше неё на год. Такой поворот событий привел Петра в полное отчаяние и он стал заглушать горе алкоголем. Из-за этого парень долгое время был в запое.

Со временем Петр встретил еще одну девушку, которую полюбил и предложил замуж. Ей оказалась Валентина Лебедева. У пары родился мальчик Тарас и девочка Арина.

В это время Алейникову предлагают сняться в фильме «Трактористы». Данная комедия становится культовой и приносит актеру огромную славу. Вот и дождался Петр своего звездного часа. С ним снимались Борис Андреев и Николай Крючков. Эта веселая тройка мужчин позднее продолжала дружить и проводить время вместе.

Популярность давала мужчинам определенную смелость и чувство защищенности. Однажды, актеры изрядно выпили и решили заночевать на диване, который был размещен на витрине магазина. На утро Петр и его друзья уже находились в КПЗ.

Дежурный принялся заполнять протокол, но Борис Андреев проявил смелость и пролил чернильницу на документ. Это привело к тому, что вызвали начальника милиции. Но мужчина был более веселый, поэтому он приехал с друзьями и родственниками.

Так, задержание окончилось песнями и застольем.

В 1941 году Петр принимает участие в съемках сказки «Конек-Горбунок». На этом кинопроекте он участвовал не сам, а со свое женой и сыном. Следующая картина «Большая жизнь» снова принесла Алейникову славу и популярность.

Но после войны актеру стало перепадать все меньше и меньше ролей. Частично это объяснялось тем, что его всегда воспринимали, как Савку из фильма «Трактористы».

Мужчину режиссеры не видели в другом амплуа, поэтому и не предлагали новые роли.

Такая тенденция не давала мужчине покоя и он стал выпивать. Из-за этого ему поступала еще меньше предложений. Такой замкнутый круг Алейников не мог разорвать. Самая последняя роль у Петра была в фильме «Утоление жажды». Его показали общественности в 1967 году, уже после смерти актера.

Причина смерти

На протяжении нескольких лет, актер сильно пил. Это сказывалось на здоровье. Поэтому ему даже сделали операцию и удалили одно легкое, которое было пораженно мокрым плевритом. Но и это не остановило Петра от приема спиртного.

Несмотря на алкоголизм режиссеры пытались его задействовать. В 1955 году Ростоцкий пригласил Алейникова сняться в фильме «Земля и люди». При этом, тот взял обещание с актера, что он не будет пить и не подведет процесс. Пока Петр был задействован, он не притрагивался к спиртному.

Но как только съемки фильма закончились, мужчина снова стал тонуть в алкоголе. В это время Петр совсем забывал, что у него есть жена и дети. Он просто уходил на все время запоя из дома и жил у совсем чужих людей, которые также любили рюмку.

Супруга и дети потом уже и не пытались его искать, поскольку найти его было просто невозможно в большом городе. Их отец и муж мог оказаться в совершенно незнакомой квартире.

В возрасте 51 года Алейников скончался. Это произошло 9 июня 1965 года. На похоронах был его друг Андреев Борис, который не постеснялся своих чувств. Он открыто плакал, навалившись на гроб своего друга.

Именно Андреев походатайствовал, чтобы Алейникова захоронили на Новодевичьем кладбище — самое известное кладбище, где хоронят народных артистов и другую знать. И хотя Петр не был народным артистом, Андреев пожертвовал своим местом. Это было показателем настоящей преданности своему другу вплоть до самой смерти.

Сам же Борис Андреев позднее был захоронен на Ваганьковском кладбище, хотя и был народным артистом страны.

Избранная фильмография

  • 1932 — Встречный
  • 1936 — Семеро смелых
  • 1936 — Федька
  • 1943 — Она защищает Родину
  • 1948 — Драгоценные зёрна
  • 1955 — Земля и люди
  • 1963 — Половодье
  • 1967 — Утоление жажды

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/petr-aleinikov/

Пьянство алейникова

Лебедева валентина ивановна

9 июня отмучился кумир советских зрителей Петр Алейников (1914-1965).

Поговорим сегодня о проблемах актера, который завоевал страну обаянием и, к сожалению, выяснил, что долго на одном обаянии в творчестве не протянешь.

Казалось бы, Алейников должен быть сильным. Ведь рано потеряв родителей, он прошел детдом, а это та еще закалка. Да и создание в пятнадцатилетнем возрасте собственного драматического кружка (был в биографии Алейникова такой факт) требует определенных черт диктатора.

С чертами диктатора все у Алейникова было в порядке. Просто под влиянием обстоятельств они не привели к чему-то путному, выродившись в эгоистическое чудачество. 

Почему так произошло?

Потому – что Алейников оказался больным человеком.

Смотрите, какой парадокс: через всю биографию Алейникова прослеживаются истории о пьянстве актера. Но когда после смерти народного любимца хирург Баснер вскрыл тело, то нашел совершенно здоровую печень. Тут-то и выяснилось, что пьянство актера не имело отношения к алкоголизму в чистом виде. Алейников просто улетал с первой же рюмки. Пить ему не следовало категорически.

Но для Алейникова спиртное стало средством бегства от реальности, причем, с первых же шагов в профессии.

В 1934 году Алейников снимается в фильме своего учителя Сергея Герасимова «Люблю ли я тебя?» В главной роли Тамара Макарова, в которую юноша преданно влюблен. В процессе съемок Макарова выходит замуж за Герасимова. Как на это реагирует начинающий актер? Он запивает и бросает творческую группу, теряя роль.

“СЕМЕРО СМЕЛЫХ”

Хорошо, что Герасимов оказался человеком терпеливым и пригласил Алейникова в следующую картину «Семеро смелых». С этого фильма началась актерская слава, упроченная картинами «Большая жизнь» и «Трактористы». Кстати, с «Трактористов» Алейников тоже чуть не слетел. Пырьев несколько раз порывался уволить его за пьяные загулы и в дальнейшем, несмотря на успех роли, Петра Мартыновича не снимал.

“ТРАКТОРИСТЫ”

Амплуа Алейникова можно определить как «парень с нашего двора». Сие амплуа актер либо перерастает, либо тормозится в карьере. Примеров сломанных «парней» десятки: Леонид Харитонов, Сергей Гурзо, Сергей Шевкуненко, Юрий Белов. Сюда же можно приплюсовать весельчака и балагура Алейникова. 

К 1946 году, когда положение из нормального стало критическим, за плечами Алейникова десятки картин, правда, главные роли сыграл он всего в трех: «Конек-горбунок» Роу, «Небо Москвы» Райзмана и «Шуми, городок» Садковича.

“КОНЕК-ГОРБУНОК”

Практически во всех фильмах Алейников изображал себя. Мемуаристы сходятся в том, что он неотделим от своих героев. Это может и хорошо, но качественному творческому скачку вряд ли способствует. 

Скачок же требовался, ведь Алейников был не травести, а парень с нашего двора тридцати лет выглядит нелепо. 

Положение усугублялось тем, что театр не занимал в жизни Алейникова существенного места. Он числился в труппе театра Киноактера, но что там играл фиг знает. 

1946 год стал переломным для карьеры кумира. Во-первых, легла на полку вторая серия «Большой жизни», где он продублировал принесший ему славу образ Вани Курского. Во-вторых, зритель не принял Алейникова в роли Александра Пушкина, которого он сыграл в фильме «Глинка». 

Незадачи в карьере упали на общее малокартинье, а Алейников еще усугубил ситуацию, потеряв из-за пьянства роль в фильме «Адмирал Нахимов». После пресловутого «Глинки» он до 1955 года снялся всего в трех картинах. 

Зарабатывал Алейников на встречах со зрителями, но даже это делал с присущим ему раздолбайством, не в силах составить нормальный репертуар. Анатолий Равикович в своих мемуарах приводит монолог Бориса Андреева, отвечающего на вопрос: «Каков был Алейников?»

«Петька-то? Весёлым, но ленивым до крайности. Нас тогда без конца приглашали выступать на всяких праздничных концертах. Так он, подлец, не хотел выучить никакого рассказа или стихотворения.

Как во ВГИКе выучил к экзаменам «Ленин и печник» Твардовского, так и читал его на весх концертах всю жизнь. Приедем, к примеру, в железнодорожное депо выступать к 7 ноября.

У него спрашивают:

-Вас как объявить? Вы что читать будете?

-А кто у нас в зале сегодня?

-Железнодорожники: стрелочники, смазочники, машинисты.

-А… железнодорожники. Ага, ага… Прочту я им сегодня… Да. Точно. «Ленин и печник».

Приезжаем в институт.

-Что читать будете?

-А кто у нас сегодня зрители?

-Студенты, преподаватели.

-А, студенты. Вот что! Думаю, что будет в самый раз, если я прочту им «Ленин и печник». 

И вот так всю жизнь»

“БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ”

Разгул дал себя знать. Актер перенес операцию на ноги, из-за мокрого плеврита ему удалили легкое. Одному из друзей Алейников признался:

«Мне не пить нельзя. Если, понимаешь, я вовремя не выпью – мне хана: задохнусь я, понимаешь. У меня, когда срок я пропущу, одышка жуткая, как у астматика, а выпью – и отойдет, отхлынет. У меня, понимаешь, в душе – гора, не продохнуть, не перешагнуть, не перемахнуть.

Боря Андреев – вон какой здоровый, а с меня чего взять-то? Иной раз думаю: неужто один я такой непутевый да неуемный, а погляжу на улицу или в зал – ведь всем дышать нечем, всем, но они, дураки, терпят, а я пью и не терплю. У меня бабушка казачка была, вот я и буду пить, а не терпеть».

 

Между тем, в жизнь Алейникова вернулось кино, но звоночек, прозвучавший на картине «Глинка», оказался стойким: в новом качестве зритель Алейникова не принял. У него было несколько крепких драматических ролей в фильмах «Земля и люди», «Отчий дом», «Утоление жажды», но событиями картины становились не от участия в них кумира прошлых лет. 
“ОТЧИЙ ДОМ”

Вредные привычки актер, к сожалению, не бросил, продолжая испытывать терпение кинопроизводства. Из-за загула в 1964 его вычислили из фильма «Стежки-дорожки». 

Умер нестарым еще человеком, едва перевалив полувековой рубеж.

Источник: https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/129516.html

Как харизматичный актёр Петр Алейников стал заложником образа и жертвой «зелёного змия»

Лебедева валентина ивановна

  • Подписаться
  • в
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

9 июня 1965 года ушел из жизни известный актер, кумир советских телезрителей Петр Мартынович Алейников. Харизматичный и обаятельный, весельчак и балагур Алейников завоевывал сердца тысяч поклонников. Но актеру этого было мало, для настоящего творчества, как ему казалось, нужно было что-то еще.

Оставшись в юном возрасте без родителей, мальчик воспитывался в детском доме, что закалило его характер. Черты организатора (правда, некоторые называли это диктаторством) в характере молодого Алейникова появились после того, как в он пятнадцать лет создал драматический кружок и стал его руководителем.

Казалось бы, у парня были все задатки для того, чтобы стать сильным, успешным и уверенным в себе человеком. Однако под влиянием определенных обстоятельств волевые качества Алейникова превратились в эгоистическое чудачество. Почему так произошло? Все просто – актер оказался больным человеком.

Петр Алейников

Родился Петр Алейников 12 июля 1914 года в небольшой деревеньке Могилевской области. Мальчик рано остался без родителей и, чтобы выжить, ему пришлось вместе со старшей сестрой попрошайничать. Позже сестра вернулась домой, а Петр стал беспризорником.

Мечта стать актером появилась у Петра еще во время пребывания в детском доме. И он ее осуществил, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств на курс режиссера Сергея Герасимова, который впоследствии предложит молодому Алейникову роль в своем фильме.

Во всех историях о жизни и творчестве Петра Алейникова планомерно прослеживается линия пьянства. Но вот парадокс – после смерти актера врачи не нашли в его организме никаких следов разрушительного действия алкоголя. Они с удивлением констатировали, что печень Алейникова была абсолютно здорова.

Спросите, как такое возможно? Все очень просто: будучи алкоголиком, пил актер очень мало. Чтобы «напиться в стельку», ему хватало одной рюмки водки. Учитывая такую особенность организма, врачи категорически не рекомендовали Петру Алейникову употреблять алкоголь. Только актер не особенно прислушивался к рекомендациям медиков.

Как говорил он сам, алкоголь помогал ему убежать от тяжелой реальности. Кстати, убегал от нее он с первых дней работы в области киноискусства.

Алейников в фильме

Первой работой Петра Алейникова стала эпизодическая роль в кинофильме «Встречный».

А в начале сороковых учитель Петра Алейникова режиссер Сергей Герасимов пригласил его сняться в своем фильме «Люблю ли я тебя?» В то время молодой актер беззаветно и, как потом оказалось, безответно был влюблен в красавицу Тамару Макарову, с которой по иронии судьбы ему пришлось вместе работать на съемочной площадке.

И все было бы хорошо, если бы спустя некоторое время Макарова не вышла замуж за Сергея Герасимова. Именно тогда и случился первый срыв у Алейникова. Он не придумал ничего лучшего, кроме как напиться и самовольно оставить съемочную площадку. Администрация фильма не простила актеру эту выходку, и он потерял роль.

Прошло время, неприятная история осталась в прошлом. Гнев режиссера Герасимова, в общем-то человека отходчивого, тоже несколько поостыл. Герасимов решил предоставить Петру Алейникову еще один шанс и пригласил его сниматься в своем фильме «Семеро смелых». Именно этот фильм принес славу начинающему актеру.

После этого были еще две успешные работы: «Трактористы» и «Большая жизнь». Кстати, во время съемок первой картины Алейников снова чуть было не потерял роль, и снова причиной тому стал алкоголь. Режиссер этого фильма Иван Пырьев несколько раз принимал решение выгнать Алейникова за пьянство и прогулы, но так и не сделал этого.

Петр Мартынович был талантливым актером и, несмотря на вредные привычки, обладал удивительной способностью хорошо вживаться в роль. Тем не менее, невзирая на то, что «Трактористы» имели большой успех, Пырьев больше никогда не работал с Алейниковым.

Алейников в фильме Трактористы

«Рубаха парень» – именно такое амплуа было у Петра Алейникова. Это образ, присущий многим актерам в начале творческого пути. Только у некоторых он перерастает в что-то более совершенное, а у некоторых становится причиной творческого спада. Так было у многих советских актеров – Сергея Шевкуненко, Юрия Белова, Сергея Гурзо, Леонида Харитонова. Пополнил ряды «сломанных» актеров, ставших заложниками образа, и Петр Алейников.В 1946 году, когда алкоголь полностью заполонил сознание актера, фильмография Алейникова насчитывала уже несколько десятков картин. Правда, главные роли он сыграл только в трех из них: «Конек Горбунок» режиссера Александра Роу, «Небо Москвы» Юлия Райзмана и «Шуми, городок» Николая Садковича.Критики по-разному относились к творчеству Алейникова. Некоторые утверждали, что он идеально вживается в образ, а некоторые говорили, что актер играет самого себя. Может, это и помогало Алейникову справляться с ролью, но вряд ли способствовало его творческому росту. А он очень был нужен, потому как «рубаха парень», которому было уже за тридцать, в кадре выглядел как-то нелепо.Усложняло положение дел и то, что у Алейникова практически не было театральной карьеры. Актер числился в списках труппы театра Киноактера, однако были ли роли, которые он там сыграл, истории не известно.

Алейников в роли Вани Курского

1946 год стал для актера переломным, правда, перелом этот был не в лучшую сторону. Первым тревожным звоночком стало то, что не пустили в прокат вторую часть «Большой жизни», где Алейников продолжил работу над образом Вани Курского, который когда-то принес ему славу. А потом Петр Алейников не понравился зрителям в кинокартине «Глинка», где он пытался передать образ великого поэта Пушкина. Негативные рецензии критиков еще сильнее расшатали и без того не особенно устойчивое положение Алейникова и уж точно не мотивировали режиссеров к дальнейшему с ним сотрудничеству. После «Глинки» актер снялся только в трех фильмах, в которых сыграл роли второго и третьего плана.На фоне общего малокартинья творческие неудачи настолько выбили Алейникова из колеи, что он снова начал топить свое горе в бутылке. Результаты не заставили себя долго ждать – актер с позором был изгнан из фильма «Адмирал Нахимов». С тех пор единственным источником заработка для Алейникова стали встречи со зрителями. Причем и к этой работе он относился со свойственным ему разгильдяйством – балагурил, хамил и лодырничал.Коллеги, имевшие счастье (или несчастье) работать вместе с Алейниковым рассказывали, что на всех выступлениях он рассказывал один и тот же монолог: «Ленин и печник» Твардовского. Причем каждый раз уверял организаторов концерта, что это как раз то, что нужно в данном случае: выступали перед сталеварами – «Ленин и печник», перед механизаторами – тоже «Ленин и печник», перед студентами – снова тот же монолог. Дело в том, что Алейникову было просто лень выучить что-нибудь другое.Несмотря на то, что актер принимал алкоголь в сравнительно небольших дозах, пагубная привычка в сочетании с разгульным образом жизни все-таки навредили его здоровью. Алейникову сделали операцию на ноге, а через некоторое время удалили одно легкое.

Алейников в роли Пушкина

В разговоре с друзьями Петр Алейников откровенничал:«Нельзя мне не пить, понимаете? Если не пропущу вовремя рюмочку-другую, точно задохнусь. А так выпьешь, глядишь, и дышать легче стало, и жизнь налаживается. У меня как будто гора в душе какая-то, ни перешагнуть ее я не могу, ни перепрыгнуть. Только водка и спасает.

Думаю иногда: неужели один я на этом свете такой непутевый, что дышать без водки не могу? А потом посмотрю в зал или на улицу и думаю: нет, вот им тоже дышать трудно, только они, глупцы, не пьют, терпят. А я пить буду. И терпеть не буду. У меня в роду казаки были. А казаки терпеть не любят.

»

Петр Алейников в 60-е

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140320/45776/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.