Борис николаевич еремин

ЕРЁМИН Борис Николаевич (1913–2005)

Борис николаевич еремин

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, почетный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кельце

Родился 6 марта 1913 года в Саратове. Отец – Николай Михайлович Еремин (1887–1955), служащий. Мать – Нина Васильевна (1888–1977). Супруга – Зоя Петровна. Дочь – Нина Борисовна. Сын – Борис Борисович Ерёмин.

После окончания школы Борис Ерёмин поступил на саратовский завод «Серп и молот» учеником токаря, вскоре стал хорошим специалистом, токарем 4-го разряда. В 1931 году по призыву комсомола Борис – уже курсант Вольского авиационного училища. Затем служба на Дальнем Востоке, участие в боях в районе озера Хасан.

22 июня 1941 года Борис Ерёмин встретил помощником командира авиационной эскадрильи в 160-м резервном авиаполку Одесского военного округа. Первые боевые вылеты, первый сбитый самолет противника. Ночью 13 июля при патрулировании в районе станции Шестаковка самолет Ерёмина был подбит вражеской зениткой и летчик с тяжелыми ранениями попадает в госпиталь – сломана челюсть, треснула ключица…

Через месяц с небольшим Борис Ерёмин снова в кабине своего истребителя – опять вылетает на разведку, штурмует позиции противника на острове Хортица. Рядом – боевые друзья Баранов, Фёдоров, Маресьев, Вишняков, Мартынов, Соломатин – все искренне рады, что Борис вернулся и они вместе громят врага.

В начале марта 1942 года вражеская авиация заметно активизировалась южнее Харькова. По нескольку раз в день над позициями советских войск появлялись группы бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87. Наступило 9 марта – день, запомнившийся Борису Николаевичу на всю жизнь.

«Утро было ясное. Слегка морозило. В установленное время мы взлетели, быстро собрались и легли на курс, – вспоминал генерал Ерёмин. – Мы шли семеркой.

Я – ведущий группы, справа от меня – капитан Запрягаев, слева – лейтенант Скотной, на увеличенном интервале выше, справа – лейтенант Седов с Лёшей Соломатиным, слева, ниже метров на 300, – лейтенант Мартынов с Королём. Приближаемся к линии фронта.

Вдруг справа, почти на одной высоте с нами, вижу группу из шести Ме-109 и тут же, чуть ниже, – группу бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87. Сзади, на одной высоте с бомбардировщиками, идут еще двенадцать Ме-109. Всего двадцать пять самолетов противника…».

Летчики видели вражеские самолеты, установленными сигналами старались обратить внимание ведущего на группу «юнкерсов» и «мессершмиттов». А Борис Ерёмин был занят одной мыслью: не дать противнику обнаружить семерку «яков».

Он выполнил небольшой доворот всей группой влево, отошел чуть в сторонку с набором высоты и только потом повел бойцов в атаку.

«Бомбардировщики и истребители противника начинали какое-то перестроение, –- припоминал подробности того боя Борис Николаевич, – в этой массе боевых машин каждый из нас выбрал себе цель, и мы пошли в атаку! Открываю огонь. В нос бьет запах пороховых газов, во рту сохнет.

Есть попадание! Боковым зрением вижу разваливающийся справа «юнкерс» – это сработал Седов. После этого все смешалось. Слева, справа, сверху проносятся огненные трассы. Действуем парами. Я бью по «мессеру». Еще одно попадание – горит! Наши эрэсы не подводят. Немцы маневрируют. Вижу, как одна наша пара завязала с ними бой.

Но самолетов противника заметно поубавилось, и, похоже, они уходят. Преследуем одиночный Ме-109, сбиваем его. Но снизу от самолета Скотного срываются белые струи – видимо, попадание в радиатор. Подходит «як», кажется, Соломатина. Замечаю, на машине сбита передняя часть фонаря. Подаю сигнал сбора. Все маневрируют, собираемся – домой!».

После посадки ведущий группы Еремин доложил командиру полка о выполнении задания. Бомбардировку сорвали. Сбили 7 самолетов противника, остальных разогнали. Потерь нет. Спустя годы генеральный авиаконструктор А.С.

 Яковлев написал об отважной семерке: «10 марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что накануне семь наших летчиков на истребителях Як-1 выиграли воздушное сражение в бою против 25 самолетов противника. Я не знал еще подробностей, но сам факт глубоко меня взволновал и обрадовал.

Это событие обсуждалось в Государственном Комитете Обороны, и было дано указание широко популяризировать подвиг летчиков в газетах».

На следующий день бою семерки Бориса Ерёмина целую полосу посвятила газета «Правда». Под заголовком «7 против 25» появилось сообщение в «Красной звезде». Эпиграфом к тексту стояли слова Суворова: «Воюют не числом, а уменьем».

Подробно рассказывали о воздушном бое газеты «Сталинский сокол», «Коммунист» Саратовской области. В полк прибыл командующий авиацией Юго-Западного фронта генерал Ф.Я. Фалалеев. В присутствии командира полка Н.

 Баранова командующий сообщил, что все участники боя будут награждены орденами Красного Знамени.

– Ну, а ведущего группы Ерёмина будем представлять к званию Героя Советского Союза, – подчеркнул генерал.

– Не надо, товарищ командующий, – обратился вдруг к генералу Фалалееву стройный, по-военному подтянутый летчик, ведущий группы. – Мы все одинаково дрались.

Фалалеев не без удивления посмотрел на Ерёмина, потом на командира полка Николая Баранова. Но тот поддержал своего летуна:

– Борис прав. А Героя он еще завоюет!

Трижды отработал за годы войны это высокое звание Борис Николаевич Ерёмин. Из 342 боевых вылетов у него около 100 штурмовок живой силы и техники противника, около 100 разведок и 23 сбитых вражеских самолета! Но звание Героя Советского Союза летчик получил лишь 48 лет спустя после того исторического боя семерки в небе над Харьковом.

«Самой большой радостью в те дни для нас были слова благодарности от солдат, на глазах которых мы провели этот бой», – говорил Борис Николаевич и вспоминал, как в полк однажды пришли два пожилых бойца с поручением от командира – отыскать «тех» летчиков и передать им боевой привет от пехоты. – «Спасибо вам, ребята! Сколько нам от немцев досталось – не пересказать. А тут смотрим: «кресты» с неба сыпятся и горят! Порадовали вы наши души. Умеем мы бить фашистов, да еще как!».

В декабре 1942 года решением Военного совета Сталинградского фронта летчика Ерёмина назначили для приема самолета – подарка Красной Армии от колхозника Ф.П. Головатого.

Колхозник сельхозартели «Стахановец» Саратовской области в трудные для Родины годы отдал все свои сбережения на постройку самолета. У Головатого в личном пользовании была пасека – 22 пчелиных улья.

Деньги от продажи меда составили большую часть нужной суммы, остальное добавили от продажи овощей и зерна. Затем Ферапонт Головатый написал письмо И.В. Сталину. В письме говорилось: «…

провожая своих двух сыновей на фронт, я дал им отцовский наказ – беспощадно бить немецких захватчиков, а со своей стороны обещал своим детям помогать им самоотверженным трудом в тылу… Советская власть сделала меня зажиточным колхозником, и сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь ей всем, чем могу…».

В ответном письме Иосиф Виссарионович писал Головатому: «Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и ее Воздушных Силах. Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет».

Вот за этим-то самолетом и командировали Бориса Ерёмина в Саратов. Встретились командир гвардейского истребительного авиаполка майор Ерёмин и Ферапонт Головатый на заводе.

«Пока мы шли к самолету, – рассказывал Борис Николаевич, – Головатый подробно расспрашивал меня о том, что за самолет Як-1, какое имеет оружие, долго ли летает.

На самолете, которому был предопределен славный боевой путь, виднелась надпись: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Ерёмину от колхозника колхоза «Стахановец» Головатого».

Самолет Ферапонта Головатого поработал на славу. В его формуляре собралась достойная боевая биография: Сталинград, Ростов, Донбасс, Крым, Севастополь… Через много лет он навсегда займет почетное место на Соколиной горе в Саратове.

А Ферапонт Петрович вновь обратился с письмом к Верховному Главнокомандующему «с просьбой купить на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии». И была в письме просьба: новый самолет вручить опять летчику Ерёмину.

Верховный Главнокомандующий ответил так: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин». На этом самолете летчик-истребитель Борис Ерёмин летал в разящие атаки до конца войны…

Вскоре после завершения войны Б.Н. Ерёмин был назначен на должность командира истребительного авиасоединения, потом он был военным советником в Болгарии – передавал летный и боевой опыт болгарским пилотам.

После окончания Военной академии Генерального штаба Борис Николаевич 7 лет руководил прославленным Качинским военным авиационным училищем летчиков, командовал ВВС Северо-Кавказского военного округа, был командующим воздушной армией в Северной группе войск.

Наконец, 10 лет генерал Б.Н. Ерёмин возглавлял службу безопасности полетов. После увольнения в запас встретился с однополчанином Алексеем Маресьевым и еще долгое время работал с ним в Советском комитете ветеранов войны – возглавлял международную комиссию.

5 мая 1990 года Б.Н. Ерёмину было присвоено заслуженное еще в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза.

Среди его наград – ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Ленина, шесть орденов Красного Знамени, ордена Суворова III степени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, а также болгарские, румынские, чехословацкие, монгольские ордена – всего 58 наград.

Борис Ерёмин – почетный гражданин городов: Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кельце.

Источник: http://biograph.ru/index.php/persons/4125-ereminbn

Ерёмин Борис Николаевич

Борис николаевич еремин

Ерёмин Борис Николаевич – в конце Великой Отечественной войны – заместитель командира 6-й гвардейской Донско-Сегедской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии подполковник; генерал-лейтенант авиации в отставке.

Родился 6 марта 1913 года в городе Саратове в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1937 года. Окончил 9 классов. Работал токарем на Саратовском машиностроительном заводе «Сотрудник Революции».В Красной Армии с мая 1931 года, призван Саратовским городским военкоматом. Окончил Вольское объединённое лётно-техническое училище.

Служил в тяжёлой бомбардировочной авиации на Дальнем Востоке, бортмеханик. Участник боев с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году. После окончания боёв как один из лучших бортмехаников направлен для обучения на пилота. В 1939 году окончил Читинскую, а в 1940 году – Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова.

С 1940 года служил на должности заместителя командира эскадрильи в 160-м резервном авиационном полку ВВС Одесского военного округа.На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года.

Воевал в 160-м резеврном авиаполку, в сентябре 1941 года переформированном в 296-й истребительный авиационный полк, с ноября 1941 года был в нём командиром эскадрильи, к сентябрю 1942 года – уже заместитель командира этого полка. С октября 1942 года – командир эскадрильи в 9-м гвардейском истребительном авиационном полку.

С ноября 1942 года – командир 273-го истребительного авиаполка, который уже в том же месяце был переименован в 31-й гвардейский истребительный авиаполк. С декабря 1943 года до конца войны – заместитель командира 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса.

С июня 1941 года воевал на Южном и Юго-Западном фронтах, с июля 1942 года – на Сталинградском фронте, с января 1943 года – на Южном фронте, с октября 1943 года – на 4-м Украинском фронте, с июня 1944 года – на 1-м Украинском фронте и с сентября 1944 до конца войны – на 2-м Украинском фронте.

Участник оборонительных сражений в Молдавии и на юге Украины, Тираспольско-мелитопольской и Харьковской (1942) оборонительной операций, Сталинградской битвы, Ростовской (1943), Миусской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской наступательных операций.

Был дважды сбит в воздушных боях и дважды ранен в 1941 и в 1942 годах.

Участник легендарного воздушного боя 9 марта 1942 года между городами Харьков и Изюм, когда 7 советских истребителей под его командованием перехватили при подлёте к линии фронта 25 немецких самолётов, сбили 7 из них без потерь со своей стороны и сорвали бомбардировку советских позиций.

Заместитель командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии (5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии подполковник Ерёмин Б.Н. воевал на персонально вручённых ему двух истребителях «Як-1» и «Як-3», построенных на деньги колхозника Ферапонта Головатого. Уже к середине июня 1942 года, то есть за первый полный год войны, он выполнил 108 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 5 вражеских самолётов лично и 13 – в группе.

К Победе совершил 342 боевых вылета, из них 117 на разведку войск противника. В 70 воздушных боях он сбил лично 8 и в группе 15 вражеских самолётов. К званию Героя Советского Союза представлялся в 1944 и в мае 1945 годов.После войны продолжал службу в Советской Армии.

Окончил в 1946 году курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-воздушной академии, в 1952 году – Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова.

Служил советником при командующем ВВС Болгарии (1948 – 1950 годы), начальником Качинского военного авиационного училища лётчиков (1952 – 1957 годы), помощником командующего ВВС, заместителем командующего – начальником отдела боевой подготовки и вузов ВВС (1957 – 1959 годы), командующим ВВС Северо-Кавказского военного округа (1959 – 1962 годы), командующим 37-й воздушной армией и членом Военного совета Северной группы войск (1962 – 1964 годы), командующим авиацией Северной группы войск (1964 – 1965 годы). С 1965 года занимал пост начальника службы безопасности полётов ВВС.В 1975 году генерал-лейтенант авиации Ерёмин Б.Н. вышел в отставку.
За мужество и героизм проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны указом Президента СССР от 5 мая 1990 года генерал-лейтенанту авиации в отставке Ерёмину Борису Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11605).

Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2073

Герои наших улиц

Борис николаевич еремин

За плечами Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации в отставке, военного летчика-истребителя Бориса Николаевича Ерѐмина большая и насыщенная подвигами жизнь.

Борис Николаевич родился 6 марта 1913 года в городе Саратове в семье рабочих Николая Михайловича и Нины Васильевны Ереминых.

Детство его прошло на Волге, в Саратове. В ту пору там лиходействовал голод 1920-х гг. Мальчишкой Борис еле выжил, кормился при школе. Книги с тетрадками, котелок с ложкой – вот неизменные атрибуты паренька.

Борис окончил 9 классов. После окончания школы поступил учеником токаря на завод (позднее назывался Саратовский машиностроительный завод «Серп и молот»), а потом увлекся планеризмом.

Романтика неба увлекла юношу настолько, что в 1931 г. по призыву комсомола он пополнил ряды Красной армии и стал курсантом Вольского лѐтно-технического училища.

За отличную успеваемость при выпуске он был награждѐн пистолетом системы Коровина.

Затем служил бортмехаником в тяжёлой бомбардировочной авиации на Дальнем Востоке и участвовал в боях с японцами у озера Хасан в 1938 году. Он удостоился высокой чести представлять на слѐте стахановцев ВВС авиаторов-дальневосточников. После окончания боёв был направлен для переподготовки на пилота.

Окончив Читинскую, а затем  Качинскую военную авиационную школу пилотов им. А.Ф. Мясникова, служил заместителем командира эскадрильи в 160-м резервном авиационном полку ВВС Одесского военного округа.

С июня 1941 года старший лейтенант Б. Н. Ерёмин боролся с врагом на фронтах Великой Отечественной войны.

В начале марта 1942 г. вражеская авиация заметно активизировалась южнее Харькова. По нескольку раз в день над позициями советских войск появлялись группы бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87.

9 марта 1942 года между городами Харьков и Изюм 7 советских истребителей под командованием Еремина перехватили при подлёте к линии фронта 25 немецких самолётов, сбили 7 из них без потерь со своей стороны и сорвали бомбардировку советских позиций. На следующий день бою семѐрки Бориса Ерѐмина целую полосу посвятила газета «Правда».

Под заголовком «7 против 25» появилось сообщение в «Красной звезде». Эпиграфом к тексту стояли слова Суворова: «Воюют не числом, а уменьем». Подробно рассказывали о воздушном бое газеты «Сталинский сокол», «Коммунист» Саратовской области.

Уже к середине июня 1942 года, то есть за первый полный год войны,  Еремин выполнил 108 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 5 вражеских самолётов лично и 13 – в группе.

С сентября 1942 г. он был назначен заместителем командира истребительного авиаполка, группа «ассов». За участие в Сталинградской битве награждѐн 2-м орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».

В январе 1943 г. майор Б.Н. Еремин получил ценный подарок – истребитель ЯК-1, от колхозника сельхозартели «Стахановец» Ферапонта Петровича Головатого, отдавшего все свои сбережения на постройку этого самолета.

  Самолѐт Як -1 Ферапонта Головатого поработал на славу. На этом самолете Ерѐмин дошел от Сталинграда до Крыма (Сталинград, Ростов, Донбасс, Крым, Севастополь), одержал не одну победу в воздухе и ни разу не был сбит.

Сегодня он занимает свое почетное место в музее Боевой Славы г. Саратова.   

29 мая 1944 г. на саратовском аэродроме гвардии майор Ерѐмин получил новый самолѐт, на это раз истребитель Як-3, приобретѐнный также на средства Ф. Головатого. На борту была надпись: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолѐт на окончательный разгром врага!». На этом самолете Ерѐмин воевал до Победы, последний самолет сбил в небе Берлина.

К маю 1945 года Гвардии подполковник Б. Н. Ерёмин совершил 342 боевых вылета, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 и в составе группы 15 самолётов противника.

Сражался на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 1-м Украинском, 2-м Украинском фронтах. Дважды сбит в воздушных боях и дважды ранен (в 1941 и в 1942 гг.).

Он прошел большой путь в ВВС Советской Армии на различных должностях: летчика-инструктора, командира звена, командира авиаэскадрильи, командира полка, командира дивизии… Его отличали высокая требовательность к себе и отеческая забота о подчиненных.

Борис Николаевич автор нескольких публикаций, в том числе  книг «К вылету готовы» и «Воздушные бойцы».  5 мая 1990 года  Б.Н. Еремин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Б.Н. Ерёмин умер 4 апреля 2005 года и был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Имя Б.Н.Ерёмина выбито на стеле  Аллеи Героев в Волгограде и  на мемориальной плите в Саратове. Также Еремин Борис Николаевич является почётным гражданином городов Волгоград и Саратов, Никополь (Украина), Кельце (Польша). Недавно его именем названа улица в микрорайоне  Солнечный-2 нашего города.

Вечная память Герою!

Источник: https://solaris64.ru/heroes/eremin

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть